федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

В СГАУ на базе факультетов формируются институты

В СГАУ на базе факультетов формируются институты

Самарский университет

Вышел приказ по университету о создании институтов ракетно-космической техники и авиационной техники

Интервью Матвеев Валерий Дорожная карта
11.02.2015 2016-01-26
В СГАУ продолжается процесс модернизации научно-образовательной структуры. На основе существующих факультетов создаются восемь профильных институтов и два факультета.

В настоящее время на базе 1 и 3 факультетов образованы институты ракетно-космической техники и авиационной техники. Получив новый статус и полномочия, их коллективы смогут в большей степени реализовать свой научный потенциал, а также на качественно новом уровне осуществлять основной принцип вуза – образование через исследования.

О том, зачем были запущены эти процессы и как их результат отразится на работе профессорско-преподавательского состава университета и студентов-аспирантов, рассказывает проректор по учебной работе Валерий Матвеев.

Виталий Смелов– Начнём с причин. Традиционно у нас факультеты отвечали исключительно за учебный процесс. А наука была прерогативой структурных подразделений научно-исследовательской части, которая объединяла отраслевые научные лаборатории, научно-исследовательские институты, группы и недавние новообразования – научно-образовательные центры. Такое разделение обязанностей в своё время было необходимо: в Куйбышевском авиационном институте первыми стали формироваться отраслевые научно-исследовательские лаборатории, которые, с одной стороны, активизировали науку в вузе, а с другой – формировали связи с производством. 
 
Сейчас время другое. Перед вузом стоит задача интегрировать образовательный процесс и процесс научных исследований. Как показала практика, это хорошо получается, когда у факультетов есть какой-то глобальный научно-исследовательский проект – такие проекты выполняют 1-й и 2-й факультеты, по постановлению Правительства РФ № 218. В этом случае начинает происходить интеграция научных структур и кафедр, к работе над исследованиями подключаются студенты, магистры, аспиранты. И для того чтобы управлять такой системой, нужна иная структура. Сейчас у многих кафедр и лабораторий есть взаимосвязь: и там, и там часто работают  одни и те же люди. Но эта связь пока физическая, но не структурная. 
 
Конкретный пример – создание виртуального двигателя, работа над которым ведётся на втором факультете уже не первый год. В нём задействованы как кафедры (ТДЛА, КиПДЛА, ПДЛА, АСЭУ,ТиТД), так и отраслевая научно-исследовательская лаборатория №1, научно-образовательный центр газодинамических исследований, институт акустики машин. Таким масштабным проектом надо руководить. По идее этим должен заниматься декан. Но формально у него есть возможность «командовать» только кафедрами. В условиях институтов мы расширим его полномочия, и он сможет координировать не только выполнение научных задач, но и переносить науку в образовательный процесс. Чтобы всё это работало, нужна структура, которая соберёт всё в единый кулак. Появится чёткость в управлении. 
 
Институты, которые мы создаём сейчас, являются, по нашему представлению, научно-образовательными. Эти структурные подразделения не только объединят научно-образовательные процессы, но и возьмут на себя некоторые хозяйственные функции (ремонт и поддержание в порядке отдельных аудиторий, лабораторий, не затрагивая общевузовскую инфраструктуру). 
 
Не секрет, что часть нашего аудиторного фонда крепко износилась. Сил административно-хозяйственной части вуза на его восстановление не хватит. Откуда институт будет брать финансирование на эти задачи? Да благодаря работе над большими проектами! Вслед за проектом идёт финансирование, и довольно неплохое. Если предоставить институтам возможность использовать эти накладные расходы, то появится и положительный эффект от хозяйствующего субъекта. 
 
Как эти процессы происходят? 
 
– Процесс формирования институтов стартовал 26 сентября на учёном совете университета. Было заявлено о формировании институтов авиационной техники и двигателестроения. Специальные комиссии работали над структурой институтов. Сейчас разработан проект типового положения института. В нём прописаны функции институтов, права и обязанности директоров. Следующий шаг – будут сформированы проекты приказов ректора о назначении директоров институтов и предложения по разработке положений конкретных институтов.
 
Как создание новых структур отразится на жизни преподавателей и студентов? 
 
– Практически не отразится! Сейчас факультеты взаимодействуют со всеми образовательными направлениями, подразделения факультета контактируют с подразделениями научно-исследовательской части. Всё те же связки и останутся. Другое дело, что дирекция института сможет осуществить более тесное взаимодействие кафедр и своих научных подразделений. 
 
Подобные процессы происходят во многих вузах страны, но везде они инициированы разными задачами. Мы побывали в Санкт-Петербургском политехническом университете. Там необходимость создания институтов заключается в оптимизации структуры вуза: в университет влились другие вузы, есть дублирующие кафедры. В Санкт-Петербурге решили сформировать институты по направлениям подготовки. 
 
У нас похожая задача, но у нас нет процессов слияния кафедр, сокращения персонала. Мы, наоборот, принимаем молодёжь в качестве как преподавателей, так и научных сотрудников. Я бы даже сказал, что мы сейчас задумываемся об увеличении количества научных сотрудников: столько задач стоит перед университетом! Научных, образовательных, организационных, хозяйственных задач, задач по привлечению абитуриентов.