федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
В Сочи студенты изучали эволюцию информационных систем и кодов

В Сочи студенты изучали эволюцию информационных систем и кодов

Самарский университет

Прошла зимняя школа «Археология текста-5»

бортжурнал Конкурсы Наука
21.03.2016 2018-01-12
Студентки СГАУ приняли участие в работе зимней школы «Археология текста-5: эволюция информационных систем и кодов». Школа проходила в Сочи. Организатором выступил Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону) при финансовой поддержке Оксфордского российского фонда (Великобритания). 
 
50 участников школы – стипендиаты фонда разных лет - прошли всероссийский конкурс, чтобы попасть в Сочи. В их число попали две студентки СГАУ: Александра Коцуба (психологический факультет) и Александра Тренина (филологический факультет). 
Хочется отметить, что студентки получают стипендию лишь первый год и уже смогли проявить себя в программах фонда.
 
«Школа была посвящена механизмам кодирования информации. Эти знания полезны представителю практически любой профессии, - рассказала Александра Тренина. - Правильное чтение посланий позволяет получить достоверную информацию и предостерегает от искажения смысла текста, что предоставляет значительную ценность для гуманитариев». 
 
В этом году концепция школы обратилась к проблеме текста с позиций информационно-коммуникативного подхода. Такой ракурс позволяет наглядно показать все основные этапы формирования и трансформации текста. Как информация превращается в сообщение, становится текстом. Как она кодируется, а затем – декодируется. Что происходит с сообщением (текстом) в канале связи (шумы, искажения, частичная и/или полная потеря информации). Что получает адресат на выходе, и в какой мере это зависит от его «коммуникативной компетентности» – степени осведомлённости о правилах дискурса и социокультурном «фоне» полученного им текста. Как декодируется информация, если она попадает не по назначению. Какие искажения информации являются следствием временного и/или культурного (лингвоэтнического) барьера между отправителем и получателем информации. Как и почему текст может терять присущие ему смыслы и наполняться новыми.

Работа школы характеризовалась соединением междисциплинарного подхода и комплекса образовательных, проективных, игровых и тренинговых технологий. Программа школы включала лекции, очерчивающие общие контуры проблематики.

На практических занятиях (аналитических мастерских, мастер-классах) участники школы рассматривали обозначенные сюжеты в интерактивном режиме.

В «кинотеатре для умных» ребята обсуждали фильмы по проблематике школы. Особый акцент был сделан на проектной работе и более тесном её соединении с «фабриками текста». 
Работа в проектных группах и «фабриках текста» была нацелена на создание коллективного проекта и его презентацию.

Применение методик командообразования (teambuilding) и «мозгового штурма» позволило достаточно быстро сформировать проектные группы и обеспечить высокую эффективность их деятельности. В ходе работы школы были реализованы следующие проекты, которые, по условиям организаторов, были междисциплинарными и текстоориентированными: 
 
- «Узнай закон. Mass-poetry: даёшь поэзию в массы!» 
- «Буллингу - нет!» 
- Гид по трудоустройству «Время начинать» 
- ИнтерАкадемия 
- Пространство взросления
- Walkman: медиаресурс для знакомства с городом. 
 
По итогам работы групп была проведена защита проектов и презентация полученных результатов. Группа «Mass-poetry: даёшь поэзию в массы!» провела Вечер поэзии, а команда «Буллингу - нет!» разработала макет сайта для привлечения внимания общества к данной проблеме.

По мнению самих слушателей, одним из самых значимых результатов их участия в школе стало освоение навыков работы в команде и опыт реализации коллективных проектов.
Команда, в которой участвовала Тренина Александра, защитила проект «Walkman», направленный на быстрое знакомство туриста с городом, и заняла 3-е место. Команда, в которой принимала участие Александра Коцуба, защитила проект «Пространство взросления», результатом которого стало создание игр, развенчивающих стереотипы рекламы.
 
«Школа дала возможность совершенно по-новому раскрыться, делать вещи, о которых даже нельзя было подумать, работать и жить на полном пределе своих интеллектуальных, эмоциональных и физических возможностей. Выражаю огромную благодарность организаторам за предоставленную возможность стать частью такого глобального проекта, за бесценную информацию и новые знания, за то, что почти в любое время суток они с радостью были готовы ответить на любые вопросы. Эта школа научила нас правильно продуцировать и реализовывать свои идеи за короткий срок, возрос творческий потенциал появилось стремление создавать новые проекты», - поделилась впечатлениями Александра Коцуба.

Ежегодно при поддержке Оксфордского российского фонда проходит несколько научно-практических школ и конференций. Так, 20 марта начала работу Весенняя школа «Гуманитарная составляющая в научном исследовании и проектной практике: необходимость, польза, баланс рационального», в которой принимает участие стипендиат ОРФ Александра Безрученко с социологического факультета. 
 
А 28-30 апреля СГАУ проведёт Всероссийскую научную конференцию-проект #Город#Тело#Медиа, в которой примут участие не только стипендиаты нашего университета, но и других вузов-партнёров фонда.