федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Эксперт: собранные в РФ ракетные двигатели не имеют конкурентов

Эксперт: собранные в РФ ракетные двигатели не имеют конкурентов

Самарский университет

Директор Центра истории авиационных двигателей Владимир Зрелов рассказал о причинах мировой популярности ракетных двигателей РД-181

Зрелов Владимир СМИ о Самарском университете бортжурнал
11.03.2016 1970-01-01
Вполне ожидаемым и закономерным назвал обнародованное в среду решение американской Orbital Sciences Corporation о закупке у НПО "Энергомаш" восьми ракетных двигателей РД-181 профессор Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева, директор всемирно известного Центра истории авиационных двигателей Владимир Зрелов. 
 
По мнению эксперта, заключение этой сделки свидетельствует о том, что Америка уверена в надежности нашей продукции и доверяет российским технологиям. 
 
"На мировом рынке нет столь же надежных двигателей первой ступени", – подчеркнул он, добавив, что производство данного двигателя является чрезвычайно науко- и трудоемким, требует колоссальных интеллектуальных и финансовых затрат. Тот факт, что в течение двух десятилетий продукция химкинского и других аналогичных ему НПО пользуется неизменным спросом у зарубежных покупателей доказывает, по его мнению, убедительное первенство наших ученых, конструкторов и рабочих на мировом рынке двигателестроения. 
 
РД-181 это однокамерный жидкостный стартовый двигатель, который используется в первых ступенях ракет-носителей, он отрывает ракету от земли, поэтому требования к его техническим характеристикам чрезвычайно высоки, подчеркнул ученый. По своей размерности, рентабельности, энергетическим показателям и мощности РД-181 является лучшим в своем классе. Кроме того, он идеально адаптирован для РН семейства "Атлас", используемой в рамках программы НАСА, в частности, для доставки грузов на МКС.  

Дело в том, что у американцев нет собственных двигателей этого типа, пояснил эксперт. Ранее США производили двигатели для многоразовых транспортных космических кораблей "Спейс Шаттл", но они выработали свой ресурс, а новое производство не развернуто.  

В этой связи эксперт предположил, что американской компании выгоднее покупать российские РД-181, чем производить свои версии, учитывая, что общая стоимость создания конкурентоспособного "родственника" этого двигателя, включая стоимость расчетных, экспериментальных и других работ, могла бы составить около 10 миллиардов долларов. 

Коснувшись коммерческой стороны сделки, заключенной между российским НПО "Энергомаш" и американской компанией Orbital Sciences Corporation, учёный напомнил историю закупки США ракетного двигателя НК-33, созданного самарским научно-техническим комплексом имени Н.Д. Кузнецова (сейчас ОАО "Кузнецов") и являющегося, по признанию американских коллег, лучшим в мире в своём классе. Впоследствии средства от продажи НК-33 вкладывались разработчиком в развитие нового, уже авиационного двигателя НК-93. Точно так же, по предположению ученого, прибыль от реализации РД-181 будет направлена химкинским НПО на создание научно-технического задела, необходимого для разработки новых модификаций РД следующего поколения.   

"Чтобы техника развивалась, нужна ее активная эксплуатация, в ходе которой выявляются и устраняются недостатки или можно спрогнозировать, куда двигаться дальше", – добавил ученый. При этом он не исключил, что американцы могут в течение ближайших трех-четырёх лет создать собственный двигатель, который пришел бы на смену РД-181.   

Мы не единственная в мире страна, где создается ракетная техника, напомнил он, приведя в пример такие страны как Индия, Китай. Наша задача в том, чтобы не упустить лидерство, продолжать развиваться дальше, чтобы "страны-покупатели нашего продукта снова нас догоняли и в итоге вынуждены были покупать только у нас, хотя быть первым всегда трудно", заключил эксперт. 
 
Источник: ria.ru