федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Дмитрий Пашков: «Создание объединённой библиотеки – часть общего процесса интеграции»

Дмитрий Пашков: «Создание объединённой библиотеки – часть общего процесса интеграции»

Самарский университет

Проректор по информатизации – о том, почему понадобилось создавать новую структуру

Интервью бортжурнал библиотека Самарского университета Пашков Дмитрий
12.05.2016 2017-06-28
Проректор по информатизации Дмитрий Пашков рассказал о том, почему понадобилось создавать новую структуру, какие задачи она должна решать и как будут развиваться библиотечные ресурсы объединённого университета
 
– Дмитрий Евгеньевич, почему возникла необходимость в объединении научно-технической и научной библиотек?
 
– Объединение библиотек произошло в рамках общевузовской оптимизации структурных подразделений и является частью общего процесса интеграции. Оно обусловлено потребностью выработать единые стандарты информационного обслуживания читателей.
 
– Как сотрудники библиотек восприняли объединение их структурных подразделений?
 
– Процессу объединения предшествовало плодотворное обсуждение в коллективах. Сотрудники с пониманием отнеслись к происходящему. Была создана рабочая группа, в которую вошли руководители и специалисты двух библиотек. В течение полутора месяцев они проанализировали все аспекты работы: особенности комплектования фондов, учета, обслуживания читателей – и выдвинули свои предложения о том, как внедрить лучшие практики в формате единой библиотеки.
 
– Какие задачи должна решать объединенная библиотека?
 
– Структура библиотеки продумана так, чтобы, с одной стороны, сохранить накопленный фонд на традиционных носителях, с другой – предоставить читателям удобный доступ к электронным каталогам, базам данных, полнотекстовым изданиям. Первоочерёдной задачей является сохранение и развитие уже накопленных фондов. У   нас имеется уникальный набор информационных ресурсов, которым нужно пользоваться. Следующий момент – это предоставление доступа к электронным образовательным и научным ресурсам и базам данных и обучение работе с ними. Преподаватели, сотрудники и студенты должны знать, какие возможности открывает перед ними библиотека, и уметь их использовать. Также необходимо обратить внимание на интеграцию библиотечных систем в единое информационное пространство университета.
 
– Сейчас многие библиотечные ресурсы доступны в электронном виде. Как в этом направлении продвинулись мы?
 
– У нас достаточно большое количество электронных возможностей. Для удобства навигации на сайте библиотеки реализован поиск через единое окно, который осуществляется по разным критериям. Также у нас создаются полнотекстовая электронная библиотека и репозиторий всех электронных ресурсов университета.
 
– На учёном совете университета в феврале при подведении итогов научно-исследовательской работы за 2015 г. был затронут вопрос о повышении публикационной активности. В ряде подразделений отмечалась недостаточная динамика роста публикаций в изданиях, индексируемых в международных базах Web of Science и Scopus. Какую роль библиотека может сыграть в решении этой проблемы?
 
– Действительно, одними из главных критериев оценки университета по «дорожной карте» являются число статей, опубликованных в изданиях, индексируемых Web of Science и Scopus, и количество цитирований этих статей. В данной ситуации информационный компонент библиотеки носит основополагающий характер. Нельзя опубликовать хорошую современную статью без сотрудничества с учёными, работающими в этой же области. Важным элементом коммуникации является поиск по ведущим журналам в международных базах данных. Это дает возможность научным работникам и аспирантам осуществлять кооперацию с коллегами по всему миру, быть в тренде и понимать, как ведутся исследования в их предметных областях.
 
– Кадровый вопрос – проблема, волнующая всех. Расскажите о новом директоре библиотеки. Чем обусловлен выбор кандидатуры на эту должность?
 
– Оксана Петрова ранее занималась вопросами автоматизации научно-технической библиотеки. Последними достижениями в области информационных технологий библиотека обязана ей. Так как нам необходимо все больше внимания уделять электронным ресурсам и современным технологиям библиотечной работы, было принято решение назначить ее директором объединённой структуры. В этом разговоре мне хотелось бы отметить, что текущее состояние библиотеки – это во многом заслуга прежних директоров, Ирины Гурьяновой и Тамары Гадалиной. Они смогли в достаточно непростые годы сохранить фонд и сформировать прочный фундамент для дальнейшего развития.
 
– Как, по вашему мнению, будет развиваться библиотека в дальнейшем?
 
– Сейчас идет разработка стратегии развития библиотеки на период до 2020 г. Дело в том, что на учёном совете университета каждые пять лет директор библиотеки отчитывается по проделанной работе и рассказывает о планах на будущее. Новая стратегия должна быть принята в конце 2016 – начале 2017 года. Я уверен, что объединённая библиотека Самарского университета будет развиваться столь же динамично и сможет обеспечить информационное обслуживание читателей на уровне ведущих мировых вузов.