Расписание занятий

16 неделя (четная)

В Самаре стартовала международная конференция "Динамика и виброакустика машин"

29 июня в Самаре открылась третья международная научно-техническая конференция "Динамика и виброакустика машин" (ДВМ-2016). Её организовал Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королёва при поддержке правительства Самарской области. Соорганизаторами конференции выступили министерство науки и образования РФ, ракетно-космический центр "Прогресс", ПАО "Кузнецов", Самарский научный центр РАН.
Целью конференции является создание международного форума учёных, инженеров и промышленников для обмена идеями и опытом в области методов и средств снижения виброакустических нагрузок на машины. На ДВМ-2016 эти вопросы обсуждают более 250 учёных и специалистов, в том числе из Японии, Финляндии, Германии, США, Польши, Австрии, Бразилии, Швеции, Великобритании, Нидерландов, а также из всех признанных профильных научно-технических центров России.
"Наши исследования приводят к тому, что техника работает надёжно, эффективно и точно в любых, самых экстремальных условиях. При этом мы комплексно изучаем воздействие разного рода: пульсации и импульсы, вибрации, акустические поля. В мире действуют ещё ряд школ в этом научном направлении, и, объединившись, мы сможем решить очень серьёзные машиностроительные задачи", - призвал к сотрудничеству представителей различных вибороакустических научных школ ректор Самарского университета, директор института акустики машин, профессор Евгений Шахматов.
Самарская (куйбышевская) школа по динамике и виброакустике является одной из наиболее авторитетных мировых научно-практических школ. Её основы были заложены более полувека назад и тема динамики и виброакустики машин в деятельности КуАИ-СГАУ-Самарского национального исследовательского университета занимала и занимает особое место.
Одним из самых недавних результатов работы в этом направлении стала разработка учёными Самарского университета в кооперации с РКК "Энергия" и Институтом медико-билогических проблем РАН новой беговой дорожки для Международной космической станции, оснащённой системой демпфирования, которая позволила устранить низкочастотные колебания. Этот спортивный тренажёр в 2013 г. заменил на МКС беговую дорожку американского производства.
Вместе с учёными института машиноведениия РАН исследователи Самарского университета создали акустический метаматериал с ячеистой тонкостенной структурой для шумопоглощения. Метаматериалы - новое направление виброакустики, практически делают сказку былью: суперпоглотители (акустическая чёрная дыра), невидимость (стелс-технологии), сверх-фокусировка (акустический лазер). По словам профессора ИМАШ РАН Татьяны Томилиной, создание новых метаматерилов во многом облегчается с помощью аддитивных технологий: "Полученные с помощью аддитивных технологий структуры обладают свойствами, которые поглощают либо перенаправляют акустические потоки", - подчеркнула профессор.
Заместитель генерального конструктора по научной работе РКЦ "Прогресс" Евгений Космодемьянский рассказал на конференции о применении виброизоляционных технологий в конкретной высокотехнологичной продукции. Также совместно с учёными Самарского университета специалисты ракетно-космического центра решают задачи защиты аппаратуры космических аппаратов от динамических и виброакустических воздействий, которые возникают как во время взлёта, так и во время полёта на орбите.
В рамках пленарного заседания ДВМ-2016 выступили два зарубежных участника конференции. Профессор Такао Нишиуми, представляющий Национальную академию обороны Японии, рассказал о разработке темы нейронных сетей в управлении гидравлическими приводами.
Профессор Лапеерантского технологического университета (Финляндия) Хеикки Хандроос поделился опытом отработки вопросов взаимодействия человека и больших машин (экскаваторов, горнопроходчиков, лесозаготовительных машин). В этом вузе с помощью симуляторов виртуальной реальности исследуется восприятие человеком машины, то есть оценивается комфорт управления механизмом. "Это позволяет нам значительно снизить затраты при создании физического прототипа", - отметил профессор Хандроос.
Конференция продолжится до 1 июля работой шести секций. Основными темами для обсуждения станут фундаментальные задачи в динамике и виброакустике машин, проблемы шума и вибрации, моделирование динамических и виброакустических процессов, динамика и регулирование пневмогидросистем, мехатроника и мехатронные системы, аэро- и гидроакустика.
Фото Андрей Киселёв