Расписание занятий

12 неделя (четная)

Илья Кудрявцев: "Высшее образование в XXI веке. Взгляд с другого континента"

Статья является попыткой проанализировать глобальные процессы, происходящие в современном высшем образовании, и основана на работах группы экспертов центра международного высшего образования Бостонского колледжа – Филиппа Альтбаха, Ханса де Вита, Лоры Рамбли и др.
В XXI веке высшее образование находится под сильным воздействием общемировых процессов различного рода и вынуждено отвечать на эти вызовы и трансформироваться таким образом, чтобы отвечать требованиям общества и соответствовать глобальным тенденциям. Главным вызовом эксперты называют увеличение количества студентов и расширение спектра специальностей и профилей, вызванные ускорением технического прогресса и общим ростом народонаселения планеты. Следствием этого становится значительное увеличение миграции, обуславливающее приток студентов различных бытовых и культурных традиций, что диктует необходимость соответствующей перестройки образовательных процессов.
В развитых странах отмечается увеличение доли частных университетов по сравнению с государственными и сокращение финансирования последних со стороны правительства. В этих условиях университеты вынуждены искать негосударственные источники финансирования, например, путем расширения контактов с промышленностью. Формируется или уже сформирован международный рынок высшего образования, как услуг со всеми элементами конкуренции, обычными для рыночного общества. Здесь важным моментом является также языковой фактор, так как английский язык де-факто приобретает роль универсального инструмента общения в мире науки и высшего образования.
Другим явлением, характерным для экономики XXI века, является формирование экономики знаний (knowledge economy), в которой появляются новые высокотехнологичные отрасли, увеличивается рыночная доля индустрии услуг, неизмеримо растет роль электронных коммуникаций. Эта ситуация определяет быстрое развитие рынка электронного образования и рост мобильности преподавательского состава и обучающихся. Возрастающая степень мобильности, значительная разница в зарплатах усложняют ситуацию и делают необходимым поиск новых форм работы кадровых служб, включая поиск сотрудников за рубежом, развитие кооперации между университетами и др.
Университеты во всем мире, которые считают необходимым обеспечить развитие и повышение своей конкурентоспособности, ищут различные инструменты модернизации, наиболее популярным из которых является интернационализация. Например, из опроса, проводимого международной ассоциацией университетов следует, что 53% опрошенных респондентов заявляют о наличии университетской стратегии интернационализации, 22% разрабатывают такую стратегию и 16% указывают, что интернационализация составляет неотъемлемую часть общей университетской политики.
Смысл термина "интернационализация", по мнению экспертов, означает "процесс интеграции интернационального, межкультурного или глобального содержания  в цели, функции и реализацию высшего образования" (Jane Knight). Интернационализация используется, в основном, как инструмент повышения качества высшего образования и главным своим объектом имеет именно образование, даже в исследовательских университетах, представляющих обычно элиту национального образования. Как правило, стратегия интернационализации сконцентрирована на мобильности преподавателей и студентов, как средстве повышения качества обучения/исследовательской деятельности за счет привлечения талантливых студентов и сотрудников, получении экономической выгоды и улучшении репутации на международном рынке образования. Тем не менее, различные условия, в которых находятся университеты, создают достаточно отличающиеся друг от друга варианты реализации стратегии интернационализации. Интернационализация, по опыту американских вузов, требует значительных финансовых вложений, существенных структурных изменений, коррекции учебных планов, изменений в технологии обучения, модернизации условий внутри университетского кампуса.
Согласно результатам того же опроса, 46% респондентов считают, что главным двигателем интернационализации в университете является высшее руководство, 28% - считают главным международный отдел или аналогичную структуру, и только на третьем месте находится преподавательский состав. Интересна также оценка основных препятствий на пути интернационализации: многие считают, что главной проблемой является недостаток финансирования, на втором месте находится недостаточные опыт и квалификация персонала, включая преподавателей, причем основное внимание обращается на недостаточный уровень владения иностранными языками.
При разработке программы интернационализации университеты демонстрируют очень разные подходы в зависимости от целого ряда условий, включая традиции, географическое положение, наличие финансовых ресурсов, собственного понимания желаемых результатов интернационализации и т.п. Эксперты настойчиво рекомендуют тщательный анализ глобального, регионального, национального и локального контекстов с учетом национальной политики, культурных традиций и т.д. Тем не менее, в большинстве случаев стратегия интернационализации концентрируется на следующих основных исходных положениях:
  • Ориентация на международный рынок абитуриентов, интернационализация учебных планов в направлении их привлекательности для различных стран;
  • Создание благоприятных условий для межкультурного общения, условий проживания и развитие инфраструктуры кампуса, создание служб поддержки зарубежных студентов, облегчающих их адаптацию;
  • Создание и укрепление прочных связей с промышленностью, увеличение доли проектно-ориентированного обучения, практик на предприятиях;
  • Увеличение доли дистанционного, электронного обучения в различных вариантах, совершенствование методов оценки результатов обучения. Используется даже специальный термин "смешанное" (blended) обучение;
  • Поощрение академической мобильности как для студентов, так для преподавателей, создание внутриуниверситетских служб, целенаправленно развивающих академическую мобильность.
В большинстве случаев, особенно для американских и западноевропейских университетов, интернациональные программы реализуются на английском языке, объединяющие как носителей языка, так и людей, для которых он не является родным. Наличие значительного объема литературы на английском языке, широкая распространенность англоязычных интернет-источников способствуют выбору данного варианта, хотя возможны и другие решения, например, отмечается особая ситуация с испанским и китайским языками в некоторых странах, влияние религиозного контекста в исламском мире.
Особое внимание уделяется интернационализации учебных планов, причем под учебным планом понимается не просто список изучаемых дисциплин, а скорее комплекс условий и требований, сопровождающих конкретную образовательную программу. Как правило, наибольшим успехом и привлекательностью пользуются программы, сконцентрированные на чем-то важном для всего мира, связанные с решением глобальных проблем, программы, пользующиеся широкой известностью в мире, возглавляемые выдающимися учеными и т.п. Здесь мы переходим к обсуждению мобильности. Основной задаваемый вопрос: Способствует ли мобильность, требующая значительной финансовой поддержки и организационных усилий, реальному повышению качества образования и как сочетать национальный и внутренний контекст с международным и глобальным ? С одной стороны, студенты, преподаватели и исследователи, проходящие стажировки за рубежом, получают новые знания и компетенции в предметной области, равно как и опыт международного и межкультурного общения. Этот опыт, безусловно, является ценным, как в личном плане, так и в плане интернационализации университета. Эксперты говорят об актуальном в XXI веке понятии "гражданин глобального мира" (global citizen), которое также должно обсуждаться и учитываться при формировании стратегии интернационализации. С другой стороны, зарубежные студенты и преподаватели, приезжающие в университет, приносят элементы национальной и интернациональной культуры, знаний, методов обучения, что расширяет и обогащает то, что называется внутренней интернационализацией (Internationalization at Home). Наличие среди преподавательского состава профессионалов, имеющих мировую известность, не только поднимает уровень образовательной программы и университета в целом, но и повышает привлекательность на международном рынке образования.
Существует еще один важный элемент, определяющий выбор университета поступающими – условия обучения и возможности самореализации как в профессиональной деятельности, так и вне ее. Например, в США на выбор университета оказывают заметное влияние наличие университетской бейсбольной или футбольной команды и подобные, иногда неожиданные, мотивы. Международные отделы университетов прилагают массу усилий для организации межкультурного общения, создания атмосферы комфорта в кампусе, популяризации культурных традиций принимающей страны и т.п.
Университеты, активно внедряющие новые формы обучения, также пользуются большей популярностью как среди поступающих, так и среди потенциальных работодателей. Например, Northeastern University имеет контракты с более чем 2 тыс. компаний в США, охотно принимающих студентов на работу в рамках длительных практик, которые входят в состав учебных планов. Университет MIT, являющийся одним из бесспорных лидеров в инженерном образовании, предлагает большую часть своих учебных курсов в форме дистанционного электронного образования. Провозглашается идея переноса большей части учебных материалов в электронную форму с самостоятельным их обучением и перевод аудиторных занятий в активную форму с более глубоким анализом практических ситуаций, дискуссиями и т.п.
По мнению экспертов, продуманная стратегия интернационализации при ее эффективной реализации позволяет повысить качество образовательной и научно-исследовательской деятельности, а также способствовать улучшению академической репутации и росту привлекательности университета с точки зрения выбора абитуриентов.
Илья Кудрявцев, декан факультета электроники и приборостроения