Расписание занятий

12 неделя (четная)

"Интерес гуманитарных ученых к естественным наукам, безусловно, есть"

В нашем интервью Профессор-лингвист Надежда Илюхина подтверждает этот тезис примером собственной научной работы и предлагает, как в сложившихся условиях продвигать конвергенцию гуманитарных и точных наук.
"Есть математическая лингвистика, где используются математические принципы моделирования лингвистических объектов, лингвисты широко применяют количественные методы при изучении языка и речи, - рассказывает профессор Илюхина. – Пользуются лингвисты и интернет-технологиями. Создана компьютерная база данных "Национальный корпус русского языка", куда введены тексты разных эпох, разных стилей, жанров, разных писателей. Предусмотренная программой система разметки этих текстов дает возможности многоаспектного ввода для поиска нужного исследователю материала. Этот электронный корпус активно используется в практике лингвистических исследований с самыми разными целями, в том числе учеными и аспирантами нашей кафедры, студентами. В рамках этого проекта, как известно, создаются подкорпусы, и наша кафедра участвует в пополнении диалектного подкорпуса материалами самарских говоров".
КОГНИТИВНЫЙ РЕЗОНАНС
- Надежда Алексеевна, как в эту тенденцию вписывается предмет Ваших собственных исследований?
- Я занимаюсь исследованием в области когнитивной лингвистики. Это одна из когнитивных наук, в круг которых, помимо лингвистики, в качестве основных, системообразующих наук входят психология, математика, информатика. Думаю, что нынешний этап сближения гуманитарных и точных наук в тех областях, где это объективно происходит, требует, чтобы ученый в идеале имел два образования – в той и в другой области знаний. Тогда его исследование может иметь "прорывной" результат. Впрочем, иногда интеграции научных направлений способствует организационное и финансовое обеспечение программы. Известно, например, что когнитивная наука как интеграция принципиально разных наук (психологии, лингвистики, математики и др.) оформилась и получила мощный импульс к развитию в 1950-е годы, благодаря финансированию исследовательской программы Госдепартаментом США. С идеей научной интеграции тогда выступил создатель американского ядерного проекта Роберт Оппенгеймер. Целью этой комплексной программы было изучение сознания человека, механизмов и алгоритмов мышления, принятия решений. Прямыми методами сделать это невозможно, результативны на этом этапе преимущественно косвенные пути – изучение языка и речи как проявлений работы сознания, интеллекта.
- Может быть, по опыту западных университетов,  должно быть не два разных образования, а одно, но выстроенное по траектории, которая охватывает нужные дисциплины - как естественнонаучные, так и гуманитарные?
- Для этого необходимо было бы существенно увеличить период профессионального обучения либо (как в западных университетах) сделать более продолжительным период школьного обучения и включить в его программу все те дисциплины, которые в наших вузовских учебных планах не относятся к профессиональным.
- В кибернетике есть фундаментальное понятие – черный ящик. Это объект, структура которого изучается путем наблюдения за его выходной реакцией на подачу определенных входных воздействий.
- Да, в упомянутых исследованиях использовалась именно эта модель! Тем более что речь  - один из видов когнитивной деятельности, и многое в языке, в том числе среди категорий, считавшихся собственно языковыми, имеет ментальную природу. Изучая язык и речь в рамках когнитивного подхода, можно понять, как мы мыслим.
- А есть примеры, когда компьютерщики что-то заимствовали у когнитивных  лингвистов?
- Сама языковая система – аналог организации знаний в сознании человека. Интересны случаи проверки идей математиков, психологов и других ученых языковым материалом. В качестве примера укажу на моделирование структур представления знаний в человеческой памяти. Марвин Мински, специалист в области искусственного интеллекта, предложил понятие фрейма как единицы хранения структурированной информации при моделировании искусственного интеллекта. Понятие оказалось продуктивным и для лингвистов, которые – с опорой на данные когнитивной психологии – создали типологию таких единиц, используя данные естественных языков. Было обнаружено, что эти единицы (фрейм, пропозиция, сценарий, гештальт и нек. др.) организуют структуру и принципы функционирования разных языковых подсистем. Тем самым на фактах естественного языка как выразителя человеческого сознания подтверждена идея, высказанная математиком.
ГЕШТАЛЬТ КАК КОНВЕРГЕНТНАЯ ИДЕЯ
- С какими еще науками взаимодействуют ученые-когнитологи?
- С физиологией и психологией, например. Для лингвистической теории продуктивна, в частности, давно выявленная нейропсихологами специализация левого и правого полушарий коры головного мозга. Этот факт даёт многообразные проекции на систему языка и речевую деятельность, например, объясняет многообразные эффекты в процессах порождения и восприятия речи. Приведу простой пример: при восприятии бабочки сознание перерабатывает и хранит информацию о ней, по крайней мере, в двух версиях – логико-понятийной (в виде комплекса схваченных и отрефлектированных сознанием элементарных смыслов) и в виде многочисленных вариаций ее чувственного (зрительного) восприятия. Этот факт объясняет простоту дешифровки (понимания) самых сложных воплощений этого образа, в том числе художественных.
- А как  функциональные различия между полушариями мозга проявляются в речи?
- Я скажу об одном из эффектов их взаимодействия. Интересен для лингвиста, например, такой факт: мыслить и тем более говорить об абстрактных понятиях (времени, чувствах, мыслях и т.д.) мы не можем, не прибегая к "образному" способу их осмысления. Так, время как абстрактная сущность не ощутимо, а вот когда мы говорим тратить, экономить, упустить, потерять время, оно приобретает как бы материальную конкретику, на которую и опирается наше мышление и речь. Мы говорим о вечере догорает день и  не замечаем, что в основу такой образной концептуализации времени сознание положило чувственно воспринимаемую картинку заката. Такое комплексное восприятие времени и его чувственно воспринимаемого знака (закатного солнца)  хранится в сознании в виде гештальта, оно и предопределяет образное осмысление времени. Но этот образ отражает не абстракцию, а хранящееся в другом, правом, полушарии впечатление об иной, чувственно воспринимаемой сущности, соположенной ей в восприятии нашим сознанием. То есть осмысление абстракции с помощью метафоры или метонимии – это результат межполушарного взаимодействия в работе сознания.
- Если научить компьютерную программу оперировать целостными гештальтами, а не множеством формальных параметров, эффективность и глубина обработки информации могла бы серьезно вырасти.
- Человеческое сознание работает с такого рода целостными образами вполне успешно. И, наверное, какие-то его черты можно было бы воспроизвести в компьютерной программе. Но для этого нужны совместные усилия ученых, которые занимаются когнитивной лингвистикой, психологией человеческого восприятия, информатикой и другими компьютерными науками.
- Может быть, филологам и другим гуманитариям стоит преподавать математику, причем не как факультативный и адаптированный предмет, а как основной?
- Для избравших гуманитарную специальность важно получить знания комплекса наук, необходимых для формирования полноценных профессиональных компетенций. Это  прежде всего полновесный комплекс гуманитарных наук. Иначе профессионала не создать. И с этой точки зрения, "гуманитарии" нисколько не хуже "технарей" - они просто несколько другие.
- В то же время, человек, не читавший Шекспира, считается едва ли не ущербным в смысле общей культуры, а человеку, не понимающему, что такое производная, это сходит с рук: никто не упрекнет его в недостатке интеллигентности.
- Меня пугает другое: как бы блестяще подготовленный инженер не превратился в робота. И здесь роль гуманитарных дисциплин трудно переоценить. С другой стороны, объект, исследуемый гуманитариями, имеет более абстрактную природу и тем самым способствует развитию абстрактного компонента в аналитической работе специалиста. Что касается математики, до понимания ее необходимости в профессиональной работе, до конвергенции гуманитарных и точных наук конкретному исследователю нужно дорасти. Не каждый студент и специалист гуманитарного профиля заинтересован в получении глубоких, специальных естественнонаучных, математических, технических знаний. Они нужны, прежде всего, исследователям, и было бы хорошо, если хотя бы время от времени крупные ученые (как "естественники", "технари", так и гуманитарии) читали обзорные лекции просветительского характера для широкой публики, раскрывая логику и методологию своих исследований, логику конструкторской мысли. Этот лекторий мог бы стать стартовым фактором, стимулирующим конвергенцию точных и гуманитарных наук в нашем университете.