Гуманитариям - техническую грамотность

"Новое поколение специалистов-гуманитариев мы должны сделать технически грамотным", убежден проректор по социально-гуманитарному направлению Виктор Кузнецов.
НАУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
– Виктор Александрович, кадровый запрос большинства нынешних работодателей весьма утилитарен: им нужны узкие специалисты и желательно с практическим опытом. Какова в этой ситуации роль гуманитарных наук? 
– Действительно, производству (особенно, если речь идет об относительно простой продукции) нужен специалист, который мог бы достаточно быстро и эффективно занять некую ячейку – рабочее место. Именно на это зачастую нацелен учебный процесс университета. Тем не менее складывается новая культура контрактных отношений вуза и работодателей: если раньше она строилась довольно формально – через стабильный госзаказ, то в нынешних условиях (падения объемов массового производства и перепроизводства молодых специалистов) все большую роль играют содержательные – прямо влияющие на учебные программы – связи университета и предприятий.
– И при этом позиции гуманитарных дисциплин усиливаются?
– Выпускники университета, тем более исследовательского, – это отнюдь не линейные работники, реализующие заранее разработанные регламенты, а люди, которые должны быть способны к творческим, новаторским решениям и к саморазвитию. А эти компетенции далеко не в последнюю очередь формируются гуманитарными дисциплинами.
– Хорошо было бы подтвердить эту мысль конкретными фактами.
– К примеру, психологический факультет предлагает тренинги, направленные на повышение эффективности интеллектуального труда, что крайне важно для любого выпускника и сотрудника университета. Есть предложения от философов и филологов по изучению творчества писателей-фантастов, которые, как известно, предвидели многие прорывные научно-технические разработки. Так, создание того промышленного потенциала, которым наша страна располагала к 1980-м годам, во многом было связано с повальным увлечением молодежи научной фантастикой. Наша кафедра философии до сих пор проводит конференции на эту тему, более того, у тамошних преподавателей есть готовность прочитать общедоступный курс об особенностях современной научной фантастики.
– Изучение гуманитарных предметов традиционно рассматривается как средство воспитания студентов.
– Это еще одна, и очень важная, функция гуманитарного цикла. Ведь университет призван формировать не просто специалистов, а социально-активных граждан, которым не безразлично, что происходит в их городе, области и стране. А основы гражданского сознания, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, наиболее естественным и эффективным образом закладываются через историю страны и ее литературу. Этим путем идут, скажем, в германских технических университетах, где гуманитарная компонента (включая физкультуру) составляет примерно 30 процентов учебных программ.
ТРЕБУЮТСЯ ХАРИЗМАТИКИ
– Как молодого человека, пришедшего в университет за инженерными знаниями, мотивировать к изучению гуманитарных дисциплин?
– Мы отдаем себе отчет, что некоторое неприятие этих дисциплин существует. Оно сложилось в те годы, когда преподавание соответствующих предметов было слишком идеологизированным, а потому скучным. Тут нужно следовать опыту западных университетов, где баллы, необходимые для получения документа о высшем образовании, студент должен набирать не только за счет обязательных профильных предметов, которые составляют около 70% учебной программы, но и посредством изучения гуманитарных предметов. Их выбор свободен – регламентируется только общая сумма баллов, которую нужно набрать, – обычно около 300. И это дает внутреннюю конкуренцию этих дисциплин в учебном плане, при которой преподавать их неинтересно, по заплесневелым от времени конспектам просто невозможно.
– Но при этом решающее значение приобретает личность преподавателя.
– Конечно! В университете нужно собирать харизматичных преподавателей, что, конечно, не просто. Кроме того, сами учебные курсы должны соответствовать ожиданиям слушателей, вызывать их интерес. Так, студентам (а особенно студенткам) было бы интересно послушать курс "Социология моды". Стив Джобс, например, считал важным для своего личностного и профессионального развития изучать каллиграфию и индийскую философию. Мы готовим людей, которые должны уметь руководить другими, мотивировать их, понимать их психологию, владеть правовыми знаниями. И нужно, чтобы начатки этих умений и навыков студент получал еще на университетской скамье.
– Мы по традиции говорим, что гуманитарные знания нужны технарям. А разве гуманитариям не нужны точные науки?
– Еще как нужны! Мы не имеем морального права готовить, например, журналистов в рамках той парадигмы, что им достаточно научиться складно писать тексты. Мы должны оснастить их знаниями из области информатики, программных продуктов, а также Интернета, откуда сегодня получают информацию 80 процентов жителей нашей страны. Обобщая эту позицию на студентов других гуманитарных направлений, могу сказать: это поколение специалистов мы должны сделать технически грамотным! Иначе наши выпускники будут неконкурентоспособны на рынке труда.
– Но, кроме информатики, есть еще логика и математика, которая, по выражению Ломоносова, "ум в порядок приводит".
– Если молодой человек не научится логично, последовательно и доказательно мыслить, его профессиональная успешность в любой гуманитарной сфере будет близка к нулю. Полагаю, что логика и математика должны не просто присутствовать в учебных планах, но и изучаться со всей основательностью. Тут, конечно, нужны харизматичные преподаватели инженерных и естественнонаучных дисциплин, способные увлечь студентов-гуманитариев. А для этого наши отношения с соответствующими подразделениями университета должны быть выстроены на основе взаимного интереса. Мы, со своей стороны, готовы выделить для занятий с будущими инженерами наших самых квалифицированных и интересных лекторов. И ждем встречных шагов со стороны представителей технических наук.  
Беседовал Юрий Сахаров