Расписание занятий

13 неделя (нечетная)

Роман Вдовин: "Всероссийский инженерный конкурс – это инкубатор идей"

В 2016 году аспирант кафедры технологий производства двигателей Самарского университета стал одним из победителей Всероссийского инженерного конкурса.
Конкурс проводится второй раз, на участие в нём студенты и аспиранты инженерных направлений подготовки подали 1100 заявок. В финал – на защиту индивидуальных проектов прошли 129 человек. Роман Вдовин представил проект по применению технологий быстрого прототипирования при изготовлении деталей авиационной техники и оказался настолько убедительным, что победил в конкурсе.
– ВИК – это инкубатор прикладных технологических идей, который позволяет оценить возможности молодых учёных, а также отобрать наиболее перспективные проекты, с помощью которых отечественное производство совершит качественный скачок. В конкурсе заинтересованы практически все госкорпорации, они проводили для участников свои профессиональные испытания.
– Какие особенности у ВИКа? 
– Фактически были два этапа. В сентябре мы отправили презентацию и краткую аннотацию проекта. Комиссия рассмотрела заявки и выделила финалистов. Финал проходил в Санкт- Петербурге на базе Политехнического университета Петра Великого, где в течение трёх дней доказывали востребованность своих проектов. Это были личные защиты. Я смог участвовать толь- ко один день – то есть защитил проект и не смог участвовать ни в деловой программе, ни в технотлоне, на которых остальные зарабатывали дополнительные баллы. Довольно интересно было слушать, когда комиссия задавала вопросы. Да и комиссия была разносторонней, что приводило к тому, что вопросы оказывались совершенно неожиданными и помогали взглянуть на свою работу с новой точки зрения. Приходилось по ходу корректировать свою защиту, делать акценты на моменты, о которых при подготовке даже не думал. По итогам выяснилось, что мне личной защиты хватило на то, чтобы попасть в число победителей конкурса.
– В чем заключается твой проект? 
– Фактически нам надо доказать, что применение технологий быстрого прототипирования в изготовлении деталей авиационной техники эффективно и экономично не только теоретически, но и реально, то есть надёжно и может конкурировать по техническим показателям с традиционными технологиями. Доказываем мы это на примере лопатки компрессора 15-й ступени газотурбинного двигателя. На предприятии её изготавливают методом объёмного деформирования, штамповкой, и на изготовление одной лопатки уходит от 3 месяцев до полугода. Мы предлагаем её получать методом литья по выплавляемым моделям, и производственные мощности предприятия – завода "Кузнецов" – позволяют это сделать. А во-вторых, с помощью технологий быстрого прототипирования можно в кратчайшие сроки посмотреть конечный результат. Наши технологии позволяют получить готовую деталь в течение 30 рабочих дней. Суть проекта заключается именно во внедрении в производство новой технологии.
– Какие остались впечатления от защит? Что интересует молодых исследователей? 
– Проектов на стадии идей не было. В финал прошли те, у кого проект приближается к воплощению, подкреплён экспериментами. Довольно серьёзные проекты, решения обоснованные, с разных точек зрения просчитанные. Целый ряд работ по моей номинации (двигателестроение и авиационная техника) были посвящены модернизации существующих технических решений. Например, были интересные проекты по винтам – предложили принципиально новый аэродинамический профиль винта, который позволит повысить подъёмную силу, новые конструкции беспилотников для решения конкретных задач, множество проектов, связанных с информационными технологиями.
– Что будет дальше с проектами-победителями? 
– Сложно сказать. Если говорить о нашем проекте, то я продолжаю работать по плану – изготавливаю деталь в связке с предприятием. Впереди – комплексные испытания, надеюсь в перспективе поставить изготовленную лопатку на двигатель. Доказать, что прототипирование в принципе возможно внедрить в производство. Если говорить о других авторах, то многие собираются выходить на коммерциализацию через конкурсы УМНИК, СТАРТ.
– Почему решил участвовать в конкурсе? 
– Мой проект интересен, востребован и носит прикладной характер. Было важно получить экспертизу со стороны, понять, в ту ли сторону мы движемся, получим ли мы поддержку по внедрению технологий 3D-принтинга в производство.
– Пожелание тем, кто мог бы принять участие в ВИК в 2017 году? 
– Не бояться представлять свои научные достижения, говорить о себе смело. Даже если есть недочёты – всё поправимо. Я участвовал не в одном конкурсе. Приходилось преодолевать именно боязнь того, что я делаю что-то не так, в чём-то заблуждаюсь.
Елена Памурзина, фото Алексея Моссоулина