Расписание занятий

16 неделя (четная)

Помехи революции

1 марта в один из уютных баров на "Ленинградке" переживал новый опыт: вместо бурлящей толпы, громкой музыки и моря веселья, BRIDGE BAR оглушен состедоточенной тишиной тех немногих, кто пришел послушать лекцию о Февральской революции 1917 года.
В рамках проекта "Человек-наук" именитые лекторы со всей Самары читают занимательные курсы на разную тематику на открытых площадках города, чтобы каждый смог приобщиться к науке и найти для себя что-то новое. На "сцену" вышел мужчина и произнес приветственные слова, а затем, как бы в шутку, назвал нас революционными товарищами.
Доцент кафедры отечественной истории и историографии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, кандидат исторических наук и, по совместительству, президент Самарского центра аналитической истории, Михаил Астахов стал одним из приглашенных спикеров в проекте. На повестке дня - "Революция без революционеров", а именно поиск ответов: кто совершил и совершал революцию, кто сверг Николая II, и кто или что помешали монархии в России.
"История выбирает весьма определенные направления в развитии. Люди могут говорить: "Мы могли бы жить в другом обществе, все могло быть по-другому". Об этом можно рассуждать бесконечно. Но изменить это нельзя, и точно сказать, как бы мы жили, нельзя", - утверждает Михаил Викторович и продолжает: - "Обратите внимание на название нашей темы: "Февраль 1917: революция без революционеров". Какой бы знак вы поставили в конце? Восклицательный?.. Вопросительный?.. Может, многоточие?.. Я бы поставил вопросительный, и мы постараемся разобраться, почему...".
И мы разбирались, своим системным и фактологическим рассказом лектор уводил нас все глубже и глубже за собой в события 1917 года. Иногда он как бы обращался к конкретному слушателю, смотрел в глаза, будто вел диалог с революционерами. Помешал прочувствовать момент звонок профессора. Со звуком рингтона мы быстро переместились в реальность 2017 года. Проектор, выводивший на экран презентацию Михаила Викторовича, уловил помехи и несколько секунд выводил нечеткое изображение. Может, это была и вправду телепортация?
Надо сказать, это действительно была лекция: часовой монолог и железная дисциплина в аудитории, а позже - время для вопросов. А слушателей волновало многое: почему Николай II назначил Протопопова министром МВД, почему Романовы не удержали власть, какую роль сыграли масоны в те времена, кто мог спонсировать революцию и к какой партии примкнул бы сам лектор, окажись он участником этих событий.
Все вопросы Михаил Викторович слушал внимательно, а отвечал развернуто и однозначно. Отвечая на последний, он признался, что вступил бы либо к левым эсерам (социалистам), либо, к консервативным монархистам. "Потому что с возрастом человек становится более консервативен", - признался лектор.
Александра Загайнова, МИА "Самарский университет"