Расписание занятий

13 неделя (нечетная)

Самарский университет впервые запатентовал свое изобретение в Америке

Ведомство по патентам и товарным знакам США (United States Patent and Trademark Office) выдало патент (US 9,610,714 B2) Самарскому национальному исследовательскому университету имени академика С.П. Королева.
Ключевым фактором высокой оценки инновации Соединенными штатами стало использование уникального демпфирующего материала - металлической резины (МР), разработанной учеными Самарского университета и производимой в лабораториях вуза.
Материал, в отличие от эластомеров, обладает высокими демпфирующими свойствами, способен противостоять агрессивным средам, высоким и низким температурам, глубокому вакууму, влажности, радиации и другим неблагоприятным внешним воздействиям. Такие свойства материал МР получает благодаря особой технологии плетения и прессования спиральных металлических нитей разного диаметра.
Демпферы на основе материала МР существенно превосходят по надежности известные в России и за рубежом аналоги.
Благодаря удачному сочетанию редких свойств виброизоляторы из МР активно используются в отечественной космической технике, главным образом для предотвращения разрушительного воздействия экстремальных вибрационных и ударных нагрузок на бортовую аппаратуру. Высокотехнологичные характеристики металлической резины обеспечили ей также широкое применение при изготовлении различных фильтров, подшипников скольжения, демпфированных виброизоляторов и упругопористых элементов.
Российские втулочные виброизоляторы занимают особое место среди аналогов, благодаря своей простоте и технологичности. У них малые габариты и вес, и при этом высокая статическая прочность. Кроме того, при массовом производстве стоимость изготовления упругопористых втулочных виброизоляторов невысока.
Понимая мощный потенциал материала МР и практическую выгоду использования втулочных виброизоляторов и фильтроэлементов, ученые Самарского университета сконцентрировали свои усилия на усовершенствовании способа изготовления тонкостенных упругопористых элементов из металлорезины. Это новаторская технология получила признание за океаном.
Задачей авторской группы разработчиков Самарского университета (Данила Давыдов, Геннадий Лазуткин, Петр Бондарчук, Александр Ермаков и Татьяна Волкова) было создание способа изготовления тонкостенных упругопористых втулок с улучшенными характеристиками надежности. В итоге им удалось разработать новый технологический процесс, который позволяет поставить на промышленную основу изготовление из металлорезины широкого ассортимента тонкостенных деталей, обладающих высокой надежностью.
Области применения изделий из материала МР весьма разнообразны: машиностроение, нефтяная промышленность (буровые установки), авиационно-космическая сфера, железнодорожный транспорт (тепловозы), электронная техника, оборонное производство и многие другие.
Инновационный способ изготовления тонкостенных упругопористых элементов получил сначала Евразийский патент, который помимо России действует на территории Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана.
В конце 2014 года Самарские ученые подали международную заявку на это изобретение в США и Германию. В настоящий момент ожидается ответ из патентного бюро Германии.
"Одна из самых сложных задач, с которой мы сталкиваемся, занимаясь развитием инновационной деятельности - получение прибыли от научных разработок. Первый шаг на пути к коммерциализации научных проектов - патентование. Это длительный и трудоемкий процесс, но у нас есть ряд достижений на этом поприще. Вуз подал 17 международных заявок в страны-лидеры в промышленной сфере: США, Германию и Китай", - комментирует начальник управления обеспечения инновационной деятельности Георгий Шестаков. - Получение первого в истории вуза американского патента показывает, что наши изобретения способны конкурировать с зарубежными инновациями на самом высоком уровне".
В Самарском университете десятилетиями ведется активная научно-исследовательская работа, что и стало одним из факторов включения вуза в федеральную программу повышения международной конкурентоспособности "Проект 5-100".
Для справки
Использование систем акустической и вибрационной защиты способно не только в несколько раз продлить срок службы сложного и дорогостоящего оборудования, но и сделать его эксплуатацию более удобной и комфортной для человека. Поэтому фундаментальные и прикладные исследования в этой области, к которым относится использование элементов на основе материала МР, все более востребованы во многих отраслях машиностроения – при производстве транспортного, энергетического, автомобильного, металлургического и нефтехимического оборудования, а также узлов космических аппаратов.
В июле 2016 года машиностроительный холдинг Группы Синара - АО "Синара-Транспортные Машины" обратился к ученым Самарского университета с предложением разработать виброизолирующие устройства для новейших отечественных высокооборотных дизельных двигателей. В результате в ОНИЛ-1 Самарского университета были проведены проектные работы и созданы виброизоляторы из металлорезины для тепловозов. Первая партия этой инновационной продукции уже доставлена заказчику и успешно опробована в Екатеринбурге. В настоящее время в ОНИЛ-1 ведется подготовка серийного производства.
Также одним из результатов исследований ученых вуза в области защиты аппаратуры авиационной и ракетно-космической техники от динамических и виброакустических воздействий стала разработка в кооперации с РКК "Энергия" и Институтом медико-биологических проблем РАН новой беговой дорожки для международной космической станции (МКС). Тренажерный комплекс БД-2 используется космонавтами не менее пяти часов в сутки, он оснащен инновационной системой виброизоляции, что позволило устранить опасные низкочастотные колебания конструкций МКС, сохраняя ресурс станции.
В ходе наземной отработки в ОНИЛ-1 был создан уникальный стендовый комплекс, позволяющий проводить ресурсные, автономные и другие виды испытаний, а также выполнять упражнения на тренажере БД-2, установленном на систему виброизоляции, с имитацией условий невесомости. С 2013 года комплекс БД-2 с системой виброизоляции штатно введен в эксплуатацию и проходит летные испытания на борту МКС.
Основы научно-практической школы динамики и виброакустики машин заложены в Самаре (Куйбышеве) более полувека назад, сегодня она входит в число наиболее авторитетных в мире и является брендом Самарского университета.
Фото: Артем Оноприенко