федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Самарские студенты участвовали в полевых испытаниях беспилотных систем "Робокросс-2017"

Самарские студенты участвовали в полевых испытаниях беспилотных систем "Робокросс-2017"

Самарский университет

Тесты прошли на полигоне автозавода ГАЗ

студенту Достижения студентов бортжурнал
26.07.2017 1970-01-01
В июле в Нижнем Новгороде на полигоне автозавода ГАЗ «Березовая пойма» состоялись XIII ежегодные полевые испытания беспилотных систем "Робокросс-2017". Здесь испытывали наземные и воздушные беспилотные системы. Проще говоря – автомобили без водителей месили грязь полигона, а коптеры покоряли небо, игнорируя холодный дождь. Соревнования прошли в рамках программы «Робототехника, инженерные кадры России», которую реализует фонд «Вольное дело». 
В соревнованиях участвовали студенческие команды 19 вузов Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Владимира, Самары и Санкт-Петербурга. Самару представляли студенты Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, а именно. команда “Copter.space” в составе оператора беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Алексея Кулагина и техника Дмитрия Андриянова. В результате самарские студенты заняли 3-е место в классе БПЛА. 
О соревнованиях и «коптеромании» рассказал газете “Полет” Алексей Кулагин:
- Мы участвовали в испытания летающих беспилотников, которые проводились в два этапа. Сначала оператор летательного аппарата находился в закрытом помещении, и его задача была - контролируя аппарат через камеру на борту, транслирующую видеосигнал на землю, найти куб 2х2 м в радиусе 100 метров от точки взлета, залететь внутрь через "окно" 1х1м, измерить концентрацию аммиака внутри с помощью бортовой аппаратуры и вернуться на базу. Второй этап предполагал испытание автоматики: оператору разрешалось лишь инициировать старт аппарата, который должен взлететь со специальной метки, долететь до точки забора груза, поднять груз с земли и сбросить его на точку сброса, после чего вернуться на старт. И без того непростые испытания осложнялись абсолютно нелетной погодой: порывистый ветер до 15 м/с и непрерывный дождь, из-за чего командам пришлось герметизировать бортовую электронику буквально с помощью подручных средств, имеющихся на полигоне. 
- Какими компетенциями необходимо обладать, чтобы участвовать в таких соревнованиях? 
- Соревнования подобного уровня требуют очень серьезной подготовки, и поэтому в основной своей массе их участники - либо студенты старших курсов, либо профессионалы с законченным высшим образованием. Для решения задач обоих этапов многие команды активно применяли системы геопозиционирования высокой точности, а также системы телеуправления, машинного зрения. Считаю, что это указывает на высокий уровень подготовки команд и вселяет уверенность, что в области робототехники Россия займет лидирующие позиции в мире. 
- В ходе соревнований испытывается не только мастерство пилотов, но и возможности техники?
- Да, мы представляли аппараты собственного производства, разработка и доводка которой занимает до года. А как я уже говорил, благодаря погоде, пришлось все пересобирать прямо в поле, так что важно не только уметь пилотировать коптер дистанционно, но и разбираться в конструкции. «Робокросс» - это своего рода «кубок конструкторов». 
- Что важно при создании такого коптера: корпус, моторы, их количество, или программное обеспечение, что из всего этого разрабатываете вы или вы собираете ЛА из готовых частей?
- Для успешного выступления с технической стороны важны два фактора: надежная, стабильная и ремонтопригодная платформа (мультироторный беспилотный летательный аппарат) и грамотно реализованная полезная нагрузка - устройства захвата груза, датчики и т.д. В разработке используется минимум заводских частей, как правило, это то, что невозможно изготовить самостоятельно - моторы, сложные печатные платы, датчики. Силовая конструкция, схемотехника, компоновка - все это разрабатывается командой. 
- Какие вузы наиболее серьезно относятся к БПЛА? Есть ли взаимосвязь между хорошими результатами и наличием авиационных факультетов?
- Практика показывает, что наиболее серьезно к беспилотникам относятся ведущие авиационные и аэрокосмические вузы страны, чуть более редко - просто технические вузы. Зависимость «хорошие результаты - наличие хороших авиационных факультетов» однозначно прослеживается, потому что имея дело с летательными аппаратами, невозможно достичь успехов, не имея знаний из области аэродинамики, сопромата и т.д. Хотя, надо признать, что место среди команды найдется и другим специалистам: я, например, учусь на программиста.
- Как ты думаешь, отличается ли мотивация тех, кто занимался авиамоделизмом раньше, и тех, кто мастерит беспилотники сейчас?
- Мотивация остается прежней - это в первую очередь личное развитие в технической сфере. Изменяются только технологии.
- Разве на популярность не влияет тот факт, что у коптеров много сфер реального применения, причем довольно прибыльных?
- На самом деле далеко не все собирают коптеры, чтобы потом монетизировать это дело. Я бы сказал, пытаются на этом заработать от силы 30%. Но вообще мне кажется, что применение БПЛА для реальных задач стоит на втором месте после поднятия своего уровня. В нашем университете энтузиасты-коптероманы собираются на базе авиамодельного студенческого конструкторского бюро в 10-м корпусе. Кто заинтересовался – приходите!