федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Поисковики Самарского университета раскопали большую историю

Поисковики Самарского университета раскопали большую историю

Самарский университет

Поднимали самолет директора куйбышевского авиационного завода, потерпевшего крушение в 1942 году

Ривкинд Евгений СВПО "Сокол" бортжурнал УВР
12.09.2017 2017-09-13
С 21 по 27 августа активисты поисково-исторического клуба студенческого военно-патриотического объединения «Сокол СГАУ» приняли участие в третьей Межрегиональной поисковой экспедиции. Она состоялась в рамках Всероссийского поискового проекта «Небо Родины» Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Раскопки проходили на территории Висимского заповедника в районе горы Старик-Камень Свердловской области, на месте авиационной катастрофы самолёта ПС-84 в мае 1942 года.

Фрагменты самолёта времён Великой Отечественной войны были обнаружены в Уральских горах в 2015 году туристом, который сообщил о своей находке командиру поискового отряда «Держава» Максиму Фефелову (г. Нижний Тагил). Первая поисковая экспедиция была организована в мае 2016 года. Тогда свердловские поисковики обозначили район падения самолета и провели первые специализированные работы, в ходе которых общественникам улыбнулась настоящая удача. Среди разбросанных по склонам горы обломков самолёта были найдены личные вещи членов экипажа и пассажиров, в том числе орден Ленина. Благодаря тому, что с оборотной стороны легко считывался номер ордена  - 7319, поисковики оперативно установили личность обладателя награды, им был один из пассажиров разбившегося самолёта. Матвей Борисович Шенкман, директор авиационного завода №18, эвакуированного из Воронежа в Куйбышев в октябре 1941 года, был награждён орденом Ленина в сентябре того же года. Кроме того, по номеру мотора  АШ-62ИР поисковикам удалось установить номер самолёта. Архивные данные подтвердили, что самолёт ПС-84 №2406, изготовленный на Ташкентском авиационном заводе, 12 мая 1942 года вылетел из Куйбышева в Нижний Тагил. Кроме 4-х членов экипажа на борту находились два пассажира: Шенкман М.Б. и заместитель главного инженера завода Львова Л.Е. Они должны были помочь инженерам нижнетагильского завода устранить дефект бронекорпусов для самолёта Ил-2. Но в Висимо-Шайтанском районе Свердловской области их самолет попал в сложную метеообстановку и, не долетев 50 км до Нижнего Тагила, врезался в горный склон.

Вторая экспедиция поисковых отрядов Нижнего Тагила и Екатеринбурга была организована в мае 2017 года. В ходе поисковых мероприятий были найдены останки 4 человек, личные вещи (ножницы, ложки, пуговицы, части комбинезонов, сапог, перочинный нож), многочисленные фрагменты узлов и деталей самолёта ПС-84. Но установить, какие это детали, части каких агрегатов, механизмов, поисковики не смогли, т.к. среди членов экспедиции не было специалистов по авиационной технике.

В июле этого года на Всероссийском слёте «Поисковый фронт» (остров Вертолётный, Республика Татарстан) поисковики Свердловской области встретились с поисковиками военно-патриотического объединения «Сокол СГАУ» и пригласили ребят принять участие в третьей экспедиции на месте крушения самолёта ПС-84.
21 августа 5 ребят из отряда «Сокол» под руководством своего командира, начальника цикла военной кафедры Самарского университета подполковника запаса Евгения Ривкинда, прибыли на место раскопок. Для наших поисковиков эта экспедиция стала очень непривычной и потому интересной. «Соколу» ещё не приходилось принимать участие в раскопках, проходящих в горной местности.

«Мы жили в тайге у подножия горы и каждый день поднимались на высоту 650 м., – вспоминает один из участников экспедиции Владимир Тюкаев. – Дорога в одну сторону занимала около часа. К нам в гости заходили лисички, а по дороге на место раскопок мы встречали следы медведя».
Из-за особенностей местности раскопки проводились преимущественно вручную, без использования какой-либо техники. «Поверхностный металлоискатель берёт максимум на 40 см., а все крупные детали мы находили под камнями, то есть намного глубже. Пользовались в основном киркой и лопатами» – рассказывает Никита Шубанёв.

«Я разгребал груду камней и вдруг увидел, что внизу что-то шатается. Попытался выдернуть этот предмет, но не получилось. Потом увидел болт, подумал, что, наверное, это что-то большое. Оказалось, что это трубка суфлёра. Теперь она находится в нашем музее, - поделился с нами Александр Миронов. – Ещё нашу экспозицию пополнил фрагмент амортизационной стойки шасси – для нас, как для специалистов по авиационной технике, это очень ценно».
В следующем году на склоне горы Старик-Камень планируется установить плиту в память о погибших в авиакатастрофе. В ближайшее время будет проводиться поиск родственников членов экипажа и пассажиров. Кроме того, необходимо решить вопрос о захоронении найденных фрагментов останков погибших.
«В мае в Уральских горах на высоте 650 м ещё лежит снег, поэтому комиссия, которая выехала в 1942 г. на место катастрофы, имела доступ только к тем фрагментам тел, которые оказались на поверхности. Именно они и были захоронены на Городском кладбище в Самаре, – рассказал командир поискового отряда Евгений Ривкинд. – Конечно, сейчас уже не удастся установить, кому принадлежат те или иные останки. Я думаю, есть смысл собрать в одну урну все найденные фрагменты и захоронить под основанием общего памятника, который сейчас стоит над могилами погибших».
Для поисковиков Самарского университета участие в экспедиции в Уральских горах неожиданно стало продолжением истории, которая началась в прошлом году.
«Для меня это как вторая серия фильма, – поделился с нами Евгений Александрович. – Год назад мы принимали участие в раскопках на месте крушения самолёта Ил-2 на юге Самары, поднимали младшего лейтенанта Ивана Черкасского. Он летел с завода №18 на аэродром «Кряж». Катастрофа, которая произошла под Нижним Тагилом, связана с этим же заводом. Он был эвакуирован в Куйбышев из Воронежа, здесь Шенкману удалось наладить передовое производство. Интересно, что перекликаются и названия самолётов – Ил-2 и Ли-2 (так стал называться самолёт ПС-84 с сентября 1942 года)».
Благодаря деятельности поисковиков Самарского университета и их коллег, открылась ещё одна страница истории нашей страны. Желаем поисковому отряду СВПО «Сокол СГАУ» новых успехов!
Анна Деникина и Дарья Дерюгина,
фото предоставлены участниками клуба