федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
На пути к "Университету 3.0"

На пути к "Университету 3.0"

Самарский университет

Первый проректор - проректор по науке и инновациям Андрей Прокофьев рассказал о своем видении будущего университета

Прокофьев Андрей бортжурнал Полет (газета)
30.09.2017 1970-01-01
 
Первый проректор - проректор по науке и инновациям Андрей Прокофьев рассказал о своем видении будущего университета, проанализировав итоги стратегических сессий с участием специалистов “Сколково”.
- Андрей Брониславович, каким вырисовывается концепт нового вуза?
- Думаю, мы должны строить то, что называется «Университет 3.0». Напомню, концепция «Университет 1.0» подразумевает вуз, который даёт качественное образование. «Университет 2.0» - это «Университет 1.0» плюс качественные научные исследования. А «Университет 3.0» - это «Университет 2.0» плюс влияние вуза на региональную и международную экономику с точки зрения трансфера технологий. Наш университет известен во всём мире как надёжный партнёр промышленных предприятий и организаций социально-ориентированной направленности. И мы успешно выполняем научно-исследовательские и конструкторские работы в интересах наших партнёров. И это здорово, не так много вузов, которые могут этим похвастаться. Но перед нами встают новые задачи: мы должны заниматься такими передовыми разработками, которые определят будущие технологические уклады. То есть нам надо стать хабом ноу-хау и, более того, - доводить идеи до стадии готовых прототипов техники, технологий. 
- Каким будет университет будущего? Останется ли ключевой его аэрокосмическая компетенция? 
- В ходе работы всех проектных групп в рамках стратегических сессий, мы пришли к пониманию, что основные, узнаваемые в мире результаты связаны с аэрокосмической промышленностью. Но это вовсе не значит, что надо концентрироваться только в этой сфере. Мы должны диверсифицировать все наши разработки, и уже есть положительные примеры их внедрения в нефтехимический сектор, энергетику, медицину и так далее. 
- А как “вписываются” в концепт нового университета гуманитарные блоки?
- Гармонично. С одной стороны, участники сессий пришли к выводу, что без помощи гуманитариев технарям сложно будет решить те или иные задачи. С другой стороны - стало ясно, что проекты в принципе должны быть совместными, то есть уравновешенными компонентами гуманитарного и технического блока. В группах мы выработали целый ряд проектов, где ведущую роль играют именно гуманитарии, а технари могут только помочь в реализации. Например, проект “Социальный эхолот”, где социологи и психологи социально-гуманитарного института предложили проанализировать многочисленные данные, находящиеся в открытых источниках, чтобы создать карту социальной структуры общества, тех настроений, которые царят в той или иной социальной подгруппе и затем прогнозировать развитие социума Самарского региона. Для реализации этого проекта надо применять технологии из сферы Big Data. И за такими яркими примерами симбиоза будущее. 
Технически можно решить чуть ли не любую проблему нашего общества. Но кто-то должен эту задачу перед инженерами поставить, грамотно сформулировать. И вот здесь без гуманитариев никуда.
- Мы говорим о симбиозе инженерного, естественнонаучного и гуманитарного направлений…
- Мы говорим о междисциплинарных исследованиях не только в смежных отраслях знаний – физика, химия, инженерия, мы рассматриваем примеры проектов, в которых объединяются, казалось бы несочетаемые дисциплины, например, информатика и психология. Появляются совершенно новые направления в развитии науки и мы можем оказаться здесь на острие, причем в мировом масштабе.
Беседовала Елена Памурзина