федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
В Самарском университете прошел форум "Буддизм: философия, история, практика"

В Самарском университете прошел форум "Буддизм: философия, история, практика"

Самарский университет

Ученые обсудили философские аспекты древней философско-религиозной традиции

социально-гуманитарный институт бортжурнал Четырова Любовь кафедра философии Форум
22.02.2018 2018-02-22
В пятницу, 16 февраля, в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева прошел форум «Буддизм: философия, история, практика». Ключевым спикером стала Виктория Лысенко - ведущий российский буддолог, санскритолог, главный научный сотрудник Института философии РАН. 
Открыл форум и.о. директора социально-гуманитарного института профессор Михаил Леонов. Модератором круглого стола выступила профессор кафедры философии Любовь Четырова. В центре дискуссии были вопросы роли и места философии в буддизме, отношения буддизма и современной науки, представители которой все чаще используют наработки буддизма, исследуя сознание, или находят сходство между космологией тибетского буддизма и квантовой механикой в постановке и решении проблем. 
 
Представляем наиболее интересные моменты дискуссии об этой древней философии.
Любовь Четырова: «Что общего между тибетским буддизмом с его пышными церемониями, тханками, масками и лаконично-аскетичным дзеном с его эпатажным «Встретишь Будду – убей его!»? Казалось бы, ничто их не объединяет. На деле же, многообразие форм буддизма, этот пестрый полиморфизм снимаются благодаря Четырем Благородным Истинам, составляющим философское ядро буддизма. Далай-лама всегда подчеркивает, что нельзя впадать в две крайности: либо только интеллектуальное постижение буддизма, либо реализация только ритуальной практики (обряды, медитация, йога). Нужно объединить философию и буддийскую практику, только на этом пути возможно достичь освобождения и просветления». 
Виктория Лысенко: «Я отношу себя к тем людям, которые уделяют внимание именно интеллектуальному пониманию буддизма. То есть, к его исследователям, нежели последователям. Причем число последних в наше время растет очень быстро и активно. Однако в России он все равно будет представляться людям как экзотическая религия. Мне кажется, большая вина за то, что буддизм не попал в университеты в качестве философской дисциплины, в круг обсуждений интеллектуальной части общества, лежит на самих буддистах. Вторая сторона вопроса - это наше философское образование, которое до сих пор еще основано на гегелевской истории философии, где восточные философии являются как бы предфилософией, а уже настоящая философия идет со времен античности. Такая программа обучения существует почти во всех российских вузах, кроме Института философии РАН и МГУ. В остальных случаях люди не имеют возможности познакомится с неевропейскими философиями. На мой взгляд, это очень губительная тенденция».
Михаил Бочкарев, руководитель группы по изучению философии буддизма в рамках традиции школы Тхеравада в Самаре: «Буддизм - это не только Тибет. Давайте разберемся, как мы вообще понимаем учение Будды. В качестве аргумента приведу пример из сутры буддийского канона. Два странствующих аскета из семьи брахманов договорились о том, что, кто первым увидит истинное учение, тот обязательно поделится с другим. По пути они встретили буддийского монаха. На прямой вопрос «в чем суть учения твоего учителя?», монах отвечает на том же уровне, на котором его спрашивают. Ответ так удовлетворил аскетов, что они достигают просветления и становятся последователями Будды. Буддизм - это учение о причинах страданий, а философское познание поможет нам понять это и стать ближе к буддизму”. 
Помимо исследователей буддийской философии, на круглый стол для обсуждения вопросов межконфессионального диалога был приглашен представитель христианской традиции Сергей Крейдич, и.о. декана философского факультета Самарской академии им. Наяновой, философ, богослов. Он сказал: «В христианском Священном Писании есть четкое указание: «Возлюби Господа Бога всей душою твоей, всей крепостью твоей, всем разумением твоим». Здесь тоже есть четкое разделение на народную веру и академическое богословие. Полноценное христианство состоит в союзе всех трех граней человеческой природы: тело, эстетика, интеллект. Перегибы в одной из этих сфер осуждаются традицией, когда у человека вся стена в иконах, а образу Христа там места не нашлось. Тот, кто пренебрегает одной из граней человеческой природы, тот не исполняет завет Господа». 
 
Дискуссия Круглого стола показала, насколько важна роль философского учения для понимания буддизма как религии, а также то, что мировые религии, независимо от их происхождения, утверждают общечеловеческие ценности: любовь, сострадание, терпение, терпимость и прощение. 
 
Альфия Шарифуллина (МИА "Самарский университет")
Фото: Анастасии Коротковой (фотоклуб "Иллюминатор")