федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Лабораторный модуль

Лабораторный модуль

Самарский университет

Нужны исследователи

Полет (газета) бортжурнал студенту сотруднику история университета
27.02.2018 1970-01-01
В 1970 году в нескольких номерах газеты «Полет» развернулась дискуссия по статье «Ходить или не ходить?» Речь шла об обязательном посещении лекций. В седьмом номере газеты редакция подвела итоги дискуссии, напечатав точку зрения студента. Ее высказал председатель совета студенческих научных объединений института И. Абламунец.
Автор статьи «Нужны исследователи» заявил, что к этому вопросу надо подходить кардинально, а именно – сокращать количество лекций в принципе. Он процитировал министра высшего и среднего специального образования РСФСР В.Н. Столетова, который сообщил, что перед высшей школой стоит задача по подготовке «специалиста – творчески мыслящей личности… не просто грамотного и знающего специалиста, а, скажем, инженера-исследователя, способного программировать и создавать новое». И студент уверен, что изучение общеобязательных базисных дисциплин должно заканчиваться на первых двух курсах. Основа дальнейшего высшего образования научных работников и инженеров-исследователей – самостоятельная научно-исследовательская работа студента. 
– Конечно, такое решение проблемы найдет немало противников, – понимал председатель СНО КуАИ. – Но даже наша дискуссия, проходившая совершенно независимо от разговора в «Комсомольской правде», показала совпадение некоторых мнений. Я имею в виду статью доцента Ю. С. Быховского «Долг инженера – творчество!». Юрий Семенович видит выход из создавшегося положения в «...приучении студентов к самостоятельному добыванию знаний». При этом «возможно, снизится успеваемость, увеличится отсев. Но зато увеличится вероятность того, что наши выпускники пойдут в творческих исканиях дальше своих учителей и внесут больший вклад в научно-технический прогресс». 
Самостоятельная работа студентов – вопрос не новый. Примеров можно привести много. Все они подтверждают высказанные выше положения о необходимости привития студентам навыков самостоятельного добывания знаний в процессе решения научно-технических задач. Однако сложность вопроса в подборе таких задач. Они должны удовлетворять двум требованиям. Решая их, студент должен научиться самостоятельно творить. И второе: в процессе их решения приобрести определенный минимум знаний. 
Если удастся решить проблему задач, отвечающих указанным требованиям, то решится и вопрос «ходить или не ходить?». Студенты, которым по силам самостоятельно решать задачи, – могут не ходить (или посещать только консультации), ну а те, кто не сможет решать, – вынуждены будут, как у нас принято говорить, посещать, – завершил свое выступление И. Абламунец.