федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Все умеют писать, но писать грамотно могут далеко не все

Все умеют писать, но писать грамотно могут далеко не все

Самарский университет

Надежда Илюхина о значимости родного языка

бортжурнал студенту сотруднику социально-гуманитарный институт факультет филологии и журналистики Кафедра русского языка и массовой коммуникации Илюхина Надежда Интервью Полет (газета)
10.04.2018 2018-04-10
Почему важно знать родной язык? Сделает ли тотальный диктант вас умнее? Существует ли врожденная грамотность и как соцсети влияют на нашу речь? На все эти вопросы нам помогла ответить заведующий кафедрой русского языка и массовой коммуникации Надежда Илюхина.
 
Надежда Алексеевна, разве мы обязаны быть грамотными?
 
— Есть целый ряд профессий, требующих высокой грамотности. Это учитывается при приеме на работу. В отношении других такого требования нет, но я убеждена, что любой интеллигентный и/или образованный человек ощущает потребность быть грамотным. Стыдно не уметь правильно, точно, выразительно говорить и писать на родном языке — из чувства самоуважения, национального достоинства. А русский — еще и государственный язык в нашей стране. Им необходимо владеть любому гражданину. Сейчас существуют текстовые редакторы, которые исправляют ошибки и тем облегчают положение пишущего. Особенно если это текст, важный в том или ином отношении. Но пусть такой (полезный!) редактор лишь подстраховывает пишущего, но не избавляет от "ответственности". Иначе со временем мы можем доверить роботу и думать за нас.
 
Сейчас особо ярко наблюдается трансформация русского языка. Как вы считаете, это деградация или эволюция?
 
— Говорить о трансформации языка неправильно. Да, сейчас под влиянием множества причин процессы языкового развития протекают гораздо быстрее, чем даже 30 лет назад. И язык, особенно лексика, стилистика, заметно меняется на наших глазах. Но ядра языковой системы это не затрагивает. Мы наблюдаем лишь ускорение эволюционных процессов в языке, который всегда должен следовать за изменениями в обществе и сохранять коммуникативную полноценность в новых условиях для всех поколений говорящих на этом языке. Хотя некоторые явления в современной речевой практике лингвистов действительно беспокоят.
 
Врожденная грамотность — правда или миф?
 
— Разумеется, это миф. Врожденным не является даже язык, правильнее говорить о врожденной способности к усвоению языка, которая передается генетически, а усваивается ребенком, как известно, тот язык, на котором говорят в его окружении. Тем более неправильно говорить о врожденном знании правил орфографии и пунктуации. Другое дело, что есть определенные склонности — как к музыке, рисованию, конструированию. Одни люди хорошо чувствуют синтаксическую структуру предложения, другие — нюансировку смысла и легко оформляют его пунктуационно. Людям, которых называют визуалами, помогает зрительная память.
 
Влияют ли соцсети на устную и письменную речь?
 
— Прежде всего соцсети (чаты, форумы и т. д.) отражают устную речь. Это не что иное, как устная речь, облеченная в письменную форму, с ее особыми нормами, разительно отличающимися от норм письменной речи. Конечно, далеко не всегда грамотная. Все это вместе бросается в глаза. Со временем привыкнем, поскольку у этой сферы и этого способа общения — безусловные перспективы. Уже вырабатываются и дополнительные графические средства, и способы сокращения, и невербалика, характерные именно для интернет-коммуникации.
 
У людей моего и близких поколений грамотность воспитывалась в других условиях — мы жили преимущественно в окружении грамотных текстов: книг, журналов, газет, телевизионных титров, которые редактировались профессионалами и не содержали ошибок. Сейчас с раннего возраста дети "живут" в соцсетях, то есть в среде разных текстов, далеко не всегда грамотных. Поэтому их речь, и письменная тоже, формируется в более сложных условиях. Нельзя не упомянуть в связи с этим и методику подготовки к ЕГЭ. Мы видим, что на все специальности студенты приходят гораздо менее грамотными, чем раньше. Все умеют писать, пишут больше, чем ранее. Но писать грамотно могут далеко не все. Поэтому нужно специально заниматься культурой своей речи, и не только в детском и юном возрасте.
 
Как повысить грамотность?
 
— Нужно работать над собой: обращать внимание на свою речь, стараться находить время для чтения хороших книг, заглядывать в словарь — их много в сети. Между прочим, к помощи словаря прибегают и филологи. Никогда нельзя быть уверенным в том, что ты употребляешь правильно ту или иную сложную форму. В последнее время становятся востребованными курсы по изучению трудностей родного (а не только иностранного) языка. На них ходят взрослые, "состоявшиеся" люди, которые хотят повысить уровень своей грамотности, хотят, чтобы им интересно рассказывали об их языке и помогали совершенствовать речь.
 
И, конечно, этому способствует акция "Тотальный диктант". Он привлекает внимание к проблеме грамотности, дает возможность получить оценку своей грамотности и повысить ее, тем более что диктант проходит ежегодно. Ему предшествуют бесплатные подготовительные курсы в течение почти двух месяцев. Их ведут квалифицированные специалисты, которым можно задать любой вопрос. Желающих бывает много — значит, можно считать тотальный диктант хорошим способом повысить уровень своей грамотности.
 
Татьяна Тювилина (МИА "Самарский университет")
 
Фото: Артем Оноприенко (фотоклуб "Иллюминатор")