федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Коптеры надолго "запомнят" смену в Артеке

Коптеры надолго "запомнят" смену в Артеке

Самарский университет

На черноморском побережье завершается финал конкурса "Спутник"

Спутник (конкурс) Артек бортжурнал абитуриентам
26.04.2018 1970-01-01
А вы знали, что первый беспилотник создал Никола Тесла? И это был далеко не привычный нам сегодня летательный аппарат. Это был кораблик!
Дроны вышли к нам из воды, как и наши предки – первые позвоночные. У нас с ними схожесть эволюций.
Сегодня мало кого можно удивить дронами и квадрокоптерами (как и позвоночными). Про них не знает только ленивый. Что говорить про ребят, которые интересуются техническими инновациями, исследованиями в области космонавтики и авиации и уже разрабатывают собственные проекты в этих сферах.
Я говорю о ребятах – победителях международного конкурса «Спутник», одним из организаторов которого стал Самарский университет. Школьники прошли огонь и воду, чтобы попасть в международный детский центр «Артек», а именно в лагерь «Янтарный». Этот лагерь был выбран неслучайно, как площадка для заключительного этапа «Спутника». В Артеке у всех лагерей есть свои герои. Например, имя Юрия Алексеевича Гагарина присвоено детскому лагерю Хрустальный. Янтарный – лагерь Сергея Павловича Королева, а Самарский университет также носит имя этого конструктора.
Так как смена у «спутниковцев» была технически направленной, то это предполагало наличие определенных образовательных площадок. Было выделено четыре профиля: робототехника, наноспутники, авиамоделирование и двигателестроение.
Моей задачей и задачей моего напарника было организовать обучение направления "Авиамоделирование". До нас в Артеке уже действовала лаборатория авиамоделирования от Самарского университета, и ею тоже руководили студенты института авиационной техники. Но наши предшественники строили модели самолетов из пенопласта, а нам предстояло кардинально обновить программу – финалисты конкурса «Спутник» собирали квадрокоптеры. Развитию и продвижению этой идеи поспособствовал Центр беспилотных систем Самарского университета. ЦБС договорился с компанией-партнером «Copter Space» и производители квадрокоптеров выделили нам пять моделей марки «Жужа 2.0». Впрочем, зная, что нам предстоит работать с детьми, мы сразу же мысленно попрощались с "Жужами". 
Чтобы максимально сберечь коптеры и в то же время не упустить внимание ребят - а их на нашем направлении было 48 человек! - решили так: небольшой курс лекций по истории беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), потом - по компонентам квадрокоптера, затем учимся собирать и разбирать машины, и - в качестве "вишенки на торте" собственно полеты и, возможно, гонки дронов.
«Тема моего проекта – «Альтернативные источники энергии для длительного беспосадочного перелета», - говорит другой участник смены Ксения Суслина. - Именно поэтому я постаралась попасть на направление «Авиамоделирование». Наши профильные занятия проходили очень познавательно и весело. Сначала нам рассказали теорию о дронах и квадрокоптерах, о том как управлять ими. Потом мы управляли «Жужей 2.0».
Прибыв на место действия, я была приятно удивлена дружественной атмосферой Артека. Возможно, это весна и море так подействовало на всех, но вести занятия было действительно приятно. Радовало большое количество вопросов, на которые мы просто не успевали отвечать, заинтересованность и осведомленность ребят. Приятной неожиданностью было то, что несколько артековцев проявили инициативу рассказать свои «спутниковские» проекты на занятии. Нам было интересно послушать идеи школьников, а для них это была хорошая возможность лишний раз прорепетировать выступление на публику перед заключительным конкурсным этапом – «Просто космос». «Спутник» разыгрывал сертификаты на поступление в Самарский университет на любую специальность без ЕГЭ и лишних стрессов. Никто не хотел упустить такую возможность.
Когда лекционные занятия подошли к концу, началось время практики. Честно скажу – хотелось растянуть лекции подольше, чтобы коптеры как можно дольше оставались целыми. Впрочем, реальность внесла свои коррективы: на первом же занятии пал первый герой.
«В Артек я попала благодаря замечательному конкурсу «Спутник». О нем я узнала совершенно случайно – через рекламу в ВК. И уж, конечно, для меня стало совершено неожиданным прохождение в третий и четвертый этапы. Спасибо большое Самарскому университету. Мой проект посвящен существующим и перспективным способам управления беспилотниками. И вот в финале я сама управляла квадрокоптером!», - отметила участник смены Вера Ларионова.
К счастью, часть ребят уже имела неплохой опыт управления квадрокоптерами. Некоторые даже участвовали в соревнованиях. Следить за ними особенно не приходилось. У нас оставалось время на работу с теми, кто только учился.
Так, в полетах и ремонтах прошла вся практика. Результаты не так печальны. Два из трех коптеров все-таки выжили. Настоящие ветераны Артека.
Несколько добрых комментариев от наших учеников. У всех одна просьба к Артеку – больше свободного времени.
Ксения Желовникова (МИА Самарский университет)