федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Проверено космосом: виброопорами из материала, разработанного для орбитальных станций, оснастят новые локомотивы

Проверено космосом: виброопорами из материала, разработанного для орбитальных станций, оснастят новые локомотивы

Самарский университет

Выполнение крупного проекта привлечет в экономику региона больше 400 млн рублей

Давыдов Данила металлорезина Исследования ОНИЛ-1 партнеру сотруднику студенту Наука разработки Синара-Транспортные Машины
24.01.2019 2019-01-25
В конце 2018 года научно-исследовательская лаборатория Самарского университета поставила первую опытную партию виброопор для новых отечественных локомотивных дизелей ДМ-185. С 2019 года ими планируется оснащать все дизели этой серии, а со временем высокооборотные двигатели заменят морально устаревшие силовые установки в локомотивной технике РЖД.
На базе университета создано высокотехнологичное производство, которое будет обеспечивать постоянные объемы производства для заказчика работ холдинга "Синара-Транспортные Машины" (СТМ, входит в Группа Синара). Реализация проекта позволит привлечь до 2030 года в Самарскую область свыше 400 млн рублей. Из этих средств свыше 70 млн рублей будут перечислены в областной бюджет в виде налогов. При этом предприятия аэрокосмического кластера в рамках диверсификации производства будут загружены заказами по изготовлению комплектующих деталей виброопор более чем на 200 млн рублей. 
"Проект выгоден для Самарского региона, поскольку позволяет выйти на огромный рынок: степень износа локомотивной техники превышает 60%, и РЖД планомерно ее обновляет. Вводятся новые тепловозы, старые ремонтируются. При этом программа РЖД по выпуску новых и модернизации старых тепловозов до 2030 года потребует изготовления почти 15 000 виброопор", — рассказал заместитель главного конструктора отраслевой научно-исследовательской лаборатории вибрационной прочности и надежности авиационных изделий (ОНИЛ-1) Самарского университета Данила Давыдов.
Особенностью предложенного учеными университета материала МР (МР — металлический аналог резины) является его космическая основа — изначально он разрабатывался для демпфирования различных узлов на космических аппаратах. Многолетний опыт, полученный инженерами вуза в результате удачных экспериментов в космическом пространстве, нашел воплощение в наземных технологиях. 
"Применение уникального материала металлорезины, созданного и запатентованного учеными Самарского университета, позволяет нам обеспечить предъявляемые РЖД высокие требования по надежности. Изначально материал МР был разработан для космических аппаратов, а эксплуатация в космосе подразумевает экстремальные нагрузки — это и радиация, и вакуум, и агрессивные среды, и интенсивные динамические нагрузки, высокие и низкие температуры. Проверка космосом — лучшее практическое доказательство надежности МР", — подчеркнул Данила Давыдов.
В 2018 году на конкурсе аванпроектов по проектированию виброопор для новых отечественных локомотивных дизелей ДМ-185 техническое предложение инженеров Самарского университета для новых дизель-генераторов оказалось более конкурентоспособным, чем у немецкого машиностроительного концерна Voith. По словам заместителя главного конструктора ОНИЛ-1 Самарского университета, при оценке предложений эксперты СТМ учитывали уникальность конструкторских решений, обеспечивающих высокие виброзащитные характеристики и надежность опор при эксплуатации в условиях сурового российского климата.
Новые виброопоры рассчитаны на более высокие частоты, обладают повышенными демпфирующими свойствами и более технологичны. "Наши виброопоры создаются под испытания первого опытного образца нового двигателя. Также специалисты проведут сравнительный анализ наших "старых" форсированных опор и новых, — рассказал Данила Давыдов. — Заказчик предоставил нам свои технические требования на виброопоры для двигателей ДМ-185. Проанализировав их, мы поняли, что опыт конструкторских работ и знание возможностей материала МР позволяют нам предложить более надежную, технологичную и современную конструкцию. Мы изготовим наш вариант, и тот что был запланирован по ТЗ, а потом проведем стендовые испытания и выясним, какие опоры лучше".
Однако выполнение проекта подразумевает исключительно финансирование работ по изготовлению опытной партии изделий и проведению их натурных испытаний, которые невозможно обеспечить без проведения изыскательских работ. Поэтому научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вуза по созданию высокодемпфированных виброопор получили финансирование в рамках региональной программы "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области". Масштабный проект, в котором Самарский университет выступает головным исполнителем, позволит загрузить заказами предприятия аэрокосмического кластера региона.
Для справки
Холдинг "Синара-Транспортные Машины" сотрудничает с Самарским университетом с 2017 года — тогда было налажено серийное производство низкочастотных (3-4 Гц) виброизолирующих опор на основе МР для дизелей прошлого поколения ДМ-21. Сейчас ОНИЛ-1 обеспечивает своими виброзащитными устройствами выпуск десяти дизель-генераторов для тепловозов в месяц.
Фото: Анастасия Короткова