федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Волжская коммуна": Система образования должна разогнаться до скорости обновления знаний

"Волжская коммуна": Система образования должна разогнаться до скорости обновления знаний

Самарский университет

Директор института информатики, математики и электроники Владислав Сергеев о высоких технологиях в высшей школе

Сергеев Владислав институт информатики математики и электроники СМИ о Самарском университете студенту сотруднику
21.03.2019 1970-01-01
Повсеместное внедрение высоких технологий идет так быстро, что сейчас уже не кажутся фантастикой разговоры о том, что искусственный интеллект может скоро заменить человека. Так ли это на самом деле и как изменятся многие профессии с развитием IT-сферы, рассказывает директор института информатики, математики и электроники Самарского университета Владислав Сергеев.
Роботам — рутина, человеку — нестандартные задачи
Искусственный интеллект (ИИ), "большие данные" и тому подобное — все это уже часть нашей повседневной жизни. Технологии развиваются стремительно. Идеи, за которые ученым еще сравнительно недавно было страшно браться, уже воплощаются в жизнь. При этом мы столкнулись с ресурсным ограничением: данных настолько много, что нет ни времени, ни возможности их анализировать. Это порождает новые задачи и заставляет науку искать методы их решений. Как пример можно привести знакомые всем автоматические программы, такие как автопереводчики или разнообразные "анализы текстов" по заранее определенным параметрам. Автоматизация вторгается уже в такие отрасли, которые всегда считались прерогативой "живых людей". Например, в США система на основе суперкомпьютеров IBM Watson ставит диагнозы больным, опираясь исключительно на прецеденты. Естественно, в сложных случаях требуется мнение специалиста, но с массовой и рутинной работой автоматизированные системы прекрасно справляются.
А что же остается делать человеку? На его долю остается еще очень много важных дел. К примеру, формулировать и решать нестандартные задачи, все виды креативной деятельности. Все то, чего до сих пор не умеет и чему в обозримом будущем не научится компьютер. Конечно, саморазвивающиеся и самообучающиеся программы появились давно (практически любой компьютерный вирус — такая программа), но их совершенствование, доводка до ума, постепенное усложнение все равно выполняются в рамках алгоритмов, изначально придуманных человеком.
Изменятся, естественно, и многие популярные ныне профессии. Например, будут исчезать специальности бухгалтеров и "рутинных" программистов, их полностью заменит ИИ. Многие виды деятельности людей в IT-сфере резко сузятся, другие будут эволюционировать во что-то новое на стыке компьютерных систем и гуманитарных дисциплин, человеческой психологии.
Проблемы и парадоксы
Пришествие ИИ сталкивается сегодня в России (да и не только в ней) с большой проблемой, которая заключается в том, что система высшего образования выстроена инерционно, циклами по четыре-пять лет. Но за это время в науке и технике происходит столько изменений, что учиться приходится заново. К тому же само обучение идет механически, как усвоение некоего объема конкретных знаний и умений. И многое из "механического" сейчас будет просто "съедаться" ИИ. От человека требуются уже совсем иные компетенции.
Как решить эту проблему? Возможно, высшее образование надо разделить. Какие-то фундаментальные, "вечные" знания давать базовым курсом, а постоянно меняющиеся конкретные знания и технологии — отдельными дисциплинами на финише обучения. Тут надо уточнить, что речь идет вовсе не о двухуровневой системе "бакалавриат — магистратура", в ней пока слишком много негативных моментов, сводящих полезность практически на нет. Речи идет о том, что нужно давать отдельно фундаментальные знания и те, которых ждет от выпускника потребитель, то есть работодатель в реальном секторе экономики.
Правда, сразу возникает другой вопрос: а готов ли потребитель, что ему на самом деле нужно? Ситуация складывается парадоксальная: автоматизация, информатизация, электроника — российский рынок труда сейчас к этому, в общем-то, не готов. Существует внушительный разрыв между современными информационными технологиями и "современным" материальным производством. Производители не хотят вкладываться в проекты, которые не принесут прибыли "завтра", даже в самые краткосрочные. А высокие технологии требуют солидных инвестиций, развития инфраструктуры, новой кадровой политики.
Работать с информацией с детсада
Чему же надо учить сейчас студентов, чтобы они не боялись в будущем конкуренции со стороны ИИ? Творчеству! Кстати, современные студенты уже сильно отличаются от тех, кто учился 10, 20 и более лет назад. Они раскрепощеннее, инициативнее, креативнее. Многие сами ищут и находят новые знания. Есть, конечно, и минусы у "поколения ЕГЭ", но это другая история.
В целом объемы и скорость информации таковы, что учить детей работать с ней надо начинать, видимо, уже в детсадах. Прежде всего искать и развивать творческий потенциал, способность находить верное решение и делать правильный выбор в океане самой разной информации. Потому что, как бы ни развивался искусственный интеллект, он остается всего лишь инструментом в человеческих руках. Да, уникальным, способным многие вещи делать лучше и быстрее человека, но не способным принимать решения в нестандартных ситуациях. Это привилегия остается за человеком.
Источник: vkonline.ru