УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ УЗЛЫ С ГАЗОВОЙ И ЖИДКОСТНОЙ СМАЗКОЙ

Руководитель работ д.т.н. Фалалеев С.В.

Важность решаемой проблемы обусловленанеобходимостью создания высоконагруженныхвысокоресурсных уплотнительных узловтурбомашин различного назначения. Цель исследования: создание методологиипроектирования и технологии изготовленияуплотнительных устройств с низким трением сиспользованием газо- (гидро-) динамическихэффектов.
Для достижения поставленной целиразработана методика проектирования,программные комплексы, технологияизготовления, опытные образцы перспективныхуплотнительных устройств.

Разработанные конструкции уплотни-тельных узлов нашли применение в авиа-двигателестроении (ОАО "СНТК имениН.Д.Кузнецова"), в химической (ОАО"Синтезкаучук") и газовой (ООО"Саматрансгаз") отраслях промышленности.

Направления дальнейших иссле-дований:
§ применение нанотехнологий дляснижения трения в уплотнении припуске и останове турбомашины;
§ разработка метода проектированияуплотнительных узлов с высокимирабочими характеристиками (давлениедо 20 МПа, частота вращения ротора –до 50 000 об/мин, температурауплотнительной среды – от 20 до700К).


Торцовое уплотнение со спиральными канавками


Топография поверхности трения салмазным покрытием


Распределение давления в районе газодинамической канавки