федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Для противодействия угрозе распространения коронавирусной инфекции Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева перевел образовательный процесс в дистанционный формат.

Мы собираем ответы на вопросы, которые чаще всего возникают у студентов, преподавателей, абитуриентов и их родителей в связи с новым режимом работы. Вы также можете задать свои вопросы на горячей линии по адресу covid-19@ssau.ru.


Обновлено 09.04.2020
Организация дистанционной работы
Аттестация обучающихся
Использование онлайн-курсов, в т.ч. других университетов
Правовые вопросы

Организация дистанционной работы

Как долго продлится дистанционное обучение?
АГ:
На сегодня ситуация такова: в соответствии с приказом нашего учредителя - Министерства науки и высшего образования РФ - до 30 апреля 2020 года Самарский университет ведет обучение в дистанционном формате. Прекращение действия этого режима будет зависеть от эпидемиологической ситуации.

Будут ли преподаватели вести лекции в онлайн-режиме?
АГ:
Кафедры и преподаватели сами определяют необходимость онлайн-режима, сами решают, когда можно обойтись конспектами лекции, когда необходимо обратиться к первоисточникам или учебникам. Технические средства у нас для организации таких лекций есть. По подсчетам учебного отдела в обычном режиме работы университета преподаватели одновременно читали около сотни лекций. Если все эти лекции полностью дублировать в онлайн, то это станет огромной нагрузкой на сеть. Причем в ситуации дистанционного обучения такая массовость во многом не оправдана. Для онлайн-лекций мы приглашаем "показательных" преподавателей, записываем видео-лекции и выкладываем их на сайте университета для широкого использования.

Что делать, если курс не может быть освоен онлайн (например, нужны практические компетенции – медицина, инженерное дело)?
МО: Для студентов, которые не завершают в текущем году освоение образовательной программы, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

При карантине студентов, переход в дистанционную форму предполагает полный перенос контактных занятий в электронную среду или, возможно применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучение теоретического материала? И какая практика есть по проведению контактных занятий в электронно-образовательной среде (вебинары, консультации в виде форумов или чатов и т.д.)?
МО: В случае переноса дисциплины в дистанционную форму преподаватели обязаны соблюдать учебный план (число контактной и самостоятельной работы студента). При желании преподавателя применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучение теоретического материала, необходимо внести изменения в учебный план, если такие виды обучения им не предусмотрены.
Инструменты, исплпользуемые для организации контактных занятий при дистанционном обучении, должны соответствовать потребностям и возможностям преподавателей и обучающихся: от обмена сообщениями по электронной почте и мессенджерах до использования систем онлайн-конференций на семинарских занятиях и электронной образовательной среды университета (Learning Management System).

Возможно ли организовать проведение практики в формате дистанционной работы студентов?
МО:
да, возможно.
Законодательство не ограничивает возможность проведения практики в формате дистанционной (удаленной) работы студентов.
Если виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться студентами дистанционно при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики как со стороны образовательной организации, так и со стороны профильной организации, то практика может быть организована полностью или частично дистанционно.
При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору о прохождении практики.

Переход в дистанционную форму предполагает полный перенос контактных занятий в электронную среду или возможно применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучения теоретического материала?
МО:
Да, по усмотрению преподавателя возможно применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучение теоретического материала. В данном случае необходимо внести изменения в учебный план, перераспределив объем контактной и самостоятельной работы. При этом следует обратить внимание на то, чтобы объем контактной работы в этом случае не стал ниже минимального объема, установленного локальными нормативными актами образовательной организации.

Аттестация обучающихся

Каким образом и в какие сроки пройдет промежуточная аттестация студентов?
АГ:
Для студентов, обучающихся на очной форме, сессия смещается на неделю из-за каникулярной недели, которая была введена с 30 марта по 5 апреля. Для других форм обучения дирекции институтов принимают решения по срокам сессии в зависимости от образовательного графика того или иного направления подготовки и даже потока. Сессия в этом случае сдвигается минимум на неделю, но может быть отложена и на более длительный срок. Расписание сессии появится в личных кабинетах учащихся на портале университета.
Подчеркну, вышел приказ ректора Самарского университета 381-О от 26.03.2020, который прописывает особенности сдачи сессии в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Так, консультации проходят исключительно с применением дистанционных образовательных технологий. А вариантов по сдаче экзаменов несколько. Первый – использование балльно-рейтинговой системы – то есть учитывается текущая аттестация в течение изучения дисциплины (модуля, курса). Второй – в формате онлайн-трансляции или вебинара. Есть вариант, когда промежуточная аттестация может быть перенесена на следующий год. Этот вариант не касается выпускных курсов. Данные по промежуточной аттестации преподаватели выставляют в электронной ведомости и передают в деканат. После снятия режима самоизоляции оригиналы ведомостей будут представлены в деканаты, а оценки проставлены в зачетки.

Может ли быть организована государственная итоговая аттестация с применением дистанционных образовательных технологий?
АГ: Да, может. Проведение промежуточной аттестации, в том числе с применением сервисов, механизмов, инструментов электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ) предусмотрено приказом ректора №381-О от 26.03.2020 "О проведении промежуточной аттестации".

Как проводить аттестацию студентов? Будет ли возможность перенести сроки сессии?
МО: Преподаватели проводят промежуточную аттестацию в форме, установленной рабочей программой учебной дисциплины, с учетом содержания онлайн-курса, освоенного студентами. Промежуточная аттестация проводится в порядке, предусмотренном ст. 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и локальным нормативным актом университета.
Да, сроки сессии можно перенести, однако необходимо соблюсти право студентов на каникулы, с учетом общей продолжительности каникул не более 10 недель в соответствии с пунктом 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301.

Использование онлайн-курсов, в т.ч. других университетов

Возможна ли реализация образовательной программы или части образовательной программы посредством онлайн-курсов других университетов?
МО: да, это возможно.
В соответствии с пунктом 7 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Кто принимает решение об использовании онлайн-курсов при реализации образовательных программ?
МО: В зависимости от положений локальных нормативных актов университетов данное решение может быть принято ректором, деканами факультетов, руководителями иных подразделений, академическими руководителями образовательных программ. Фактически это решение об изменении технологии реализации учебной дисциплины и списка ресурсов, используемых в обучении.

Как включать онлайн-курс в учебные планы? Требуется ли согласие преподавателя по данной дисциплине? Требуется ли заключение с ними каких-либо соглашений?
МО: В случае принятия университетом решения о переходе на дистанционный формат образовательной деятельности преподаватели обязаны принять решение об использовании онлайн-курса для преподавания конкретной дисциплины или о проведении занятий по такой дисциплине с использованием дистанционных технологий. Заключение каких-либо соглашений с преподавателями при изменении формата реализации учебной дисциплины на формат с применением или полным замещением на онлайн-курсы не требуется.
В случае если преподаватель готов провести свою дисциплину самостоятельно в дистанционной форме, он следует рабочей программе учебной дисциплины.
Если преподаватель используется онлайн-курс, то рабочую программу учебной дисциплины необходимо соотнести с программой онлайн-курса.

На какой период предоставляется возможность использовать онлайн-курсы?
МО: На неопределенный срок – "до особого распоряжения" Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В настоящее время с точностью можно сказать – как минимум до конца семестра.

Что делать, если по учебной дисциплине нет подходящего онлайн-курса?
МО: В данном случае необходимо использовать альтернативные модели дистанционного обучения: лекции в форме вебинаров или предоставления доступа к ранее записанным преподавателями лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в университете расписанием. Для коммуникации во время семинаров могут быть использованы любые доступные технологии, удобные преподавателю и обучающимся, в том числе чаты в мессенджерах.

Что делать, если наименования учебной дисциплины и онлайн-курса отличаются?
МО: Наименование онлайн-курсов для принятия об использовании онлайн-курса для преподавания конкретной дисциплины не является определяющим. Решение об использовании онлайн-курса принимается на основе сопоставления рабочих программ учебных дисциплин и программ онлайн-курсов, сравнения их содержания и трудоемкости, так и на основе анализа результатов обучения или компетенций, которые получают обучающиеся.

Что делать, если запись на онлайн-курс закрыта, т.к. он начался раньше?
МО: В данной ситуации необходимо выбрать другой онлайн-курс или организовать реализацию дисциплины преподавателем самостоятельно в дистанционной форме.

Правовые вопросы

Изменится ли стоимость обучения?
АГ:
В разъясняющих письмах Министерства науки и высшего образования РФ отмечается, что образовательные программы реализуются в полном объёме. Также замечу, что требования вести все занятия в офлайн-формате ни в одном договоре с нашими обучающимися не прописано, поэтому условия договора мы не нарушаем. Все компетенции, которые необходимо освоить, обучающиеся осваивают. Могут быть вопросы с переносами курсов, которые предполагают использование лабораторного оборудования, что невозможно или очень сложно сделать дистанционно. Но пока у нас таких прецедентов нет.

Требуются ли для применения онлайн-курсов изменения в государственное задание университета?
МО: Нет, не требуются. Государственное задание выдается на оказание услуг по реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Применение образовательной организацией различных технологий в ходе реализации образовательной программы, в том числе задействование онлайн-курсов других организаций, является правом образовательной организации в рамках реализации образовательных стандартов и не влечет за собой сокращение объема выполнения государственного задания.

Нужно ли заключать дополнительные соглашения к договорам об образовании в связи с переходом на дистанционное обучение. Нужно ли менять объем услуги?
МО: Применение электронного обучения и/или дистанционных технологий при реализации образовательной программы само по себе не влечет за собой изменение формы обучения. Объем услуги в части высшего образования также не меняется (объем образовательной программы измеряется в зачетных единицах, их количество не изменятся; зачетная единица включает и часы контактной работы и самостоятельной работы студента). Поэтому изменений в договор вносить не нужно. При этом образовательная организация обязана обеспечить качественное оказание образовательной услуги в полном объеме.
Для программ дополнительного профессионального образования возможно сокращение объема образовательной услуги из-за ограничений применения дистанционных технологий/ электронного обучения. В случае сокращения объема услуги (количества часов) необходимо заключать дополнительные соглашения к договорам об образовании. В случае сокращения объема услуги должна быть уменьшена стоимость услуги.

Имеет ли значение то, что изначально возможность освоения программ онлайн не была заявлена обучающимся?
МО: В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Большинством образовательных программ высшего образования предусматривается использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной деятельности. В соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологий не изменяется, остается очной.
Использование в сложившейся эпидемиологической ситуации дистанционных образовательных технологий и онлайн-курсов неизбежно и осуществляется в целях повышения уровня эпидемиологической безопасности, в интересах сохранения здоровья студентов и преподавателей.

Какие локальные нормативные акты должны быть в организации?
МО: Должны быть принят приказ об организации образовательного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции, предусматривающий, в том числе использование онлайн-курсов и дистанционных образовательных технологий (Learning Management System, электронная почта, мессенджеры, системы вебинаров, чаты, подкасты и др.) в образовательном процессе.
Кроме этого, университетом должен быть утвержден перечень доступных онлайн-курсов на базе перечня онлайн-курсов, подготовленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Университетам рекомендуется размещать на сайте информацию о сроках реализации таких онлайн-курсов и датами завершения записи студентов на онлайн-курсы.

Университет реализует образовательные программы по ФГОС. Можно ли предлагать студентам онлайн-курсы университетов, самостоятельно утвердивших образовательные стандарты. Нет ли здесь противоречия?
МО: В соответствии с законодательством ФГОС устанавливаются минимальные требований к качеству образования. В соответствии с ч. 10 ст. 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ряд университетов – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также университеты, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС. Исходя из этого следует, что онлайн-курсы, подготовленные такими университетами, соответствуют ФГОС или выше требований ФГОС, а следовательно, могут быть использованы университетами.

Как юридически корректно оформить использование онлайн-курсов других университетов? Нужно ли заключать сетевой или другой договор с вузом-провайдером?
МО: Существует несколько моделей оформления использования онлайн-курса другого университета. Одна из возможных моделей в текущих условиях следующая.
Описание модели
Существует перечень онлайн-курсов, открытых (бесплатных) для изучения. Заинтересованная образовательная организация выбирает из перечня открытых (бесплатных) онлайн-курсов те, которые рекомендует прослушать своим студентам без прохождения аттестации и получения сертификата.
Заинтересованная образовательная организация направляет организации, на сайте которой размещен курс (далее – оператор платформы), информационное письмо о том, каким студентам и какие онлайн-курсы рекомендованы для прослушивания.
Оператор платформы обеспечивает доступ к онлайн-курсу студентам согласно списку.
Студент получает доступ к онлайн-курсу как физическое лицо, договорных отношений между заинтересованной организацией и организацией-разработчиком онлайн-курса или оператором платформы не возникает.
Преподаватель-работник заинтересованной образовательной организации, чей курс реализуется с использованием онлайн-курса другой организации:
  • проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию;
  • осуществляет организационную, учебно-методическую поддержку студента;
  • выполняет другие виды деятельности по усмотрению своей образовательной организации.
Данная модель основана на заявленной готовности ведущих университетов в сложившихся обстоятельствах открыть бесплатный доступ к своим онлайн-курсам и наиболее удобна, поскольку не предусматривает финансовых взаимоотношений между образовательными организациями, не требует заключения сетевого договора, соблюдения закупочного законодательства. Во время прослушивания студентом онлайн-курса заинтересованная образовательная организация продолжает оставаться исполнителем образовательных услуг по отношению к студенту, так как сам по себе открытый онлайн-курс предоставляет студенту возможность получить информацию по предмету, но его просмотр не является образовательной услугой. Образовательную услуги студенту оказывает именно заинтересованная образовательная организация.

Возникают ли налоговые последствия для образовательной организации при учете изученных студентами онлайн-курсов других университетов?
МО: При применении рекомендованной модели использования онлайн-курсов налоговые последствия для заинтересованной образовательной организации не возникают, так как дополнительных хозяйственных отношений между образовательными организациями не возникает.
Бесплатное изучение студентами материалов онлайн-курса можно сравнить с чтением книги, просмотром обучающего видео-ролика на Youtube и другими способами получения информации по интересующему предмету. Студенты не ограничены в возможности получать знания по предмету за пределами учебных аудиторий – для этого не обязательно заключение какого-либо договора с образовательной организацией-разработчиком курса. Со стороны студентов может потребоваться заключение пользовательского соглашения с онлайн-платформой.

Если студент учится на основании договора об оказании платных образовательных услуг, вправе ли образовательная организация предлагать ему онлайн-курсы других университетов, ведь оплачивает обучение он в своем университете?
МО: Да, вправе. Отношения по образовательной программе у студента возникают с образовательной организацией, которая, которая является исполнителем образовательных услуг по отношению к студенту, независимо от прослушивания студентом онлайн-курса другой образовательной организации.
При этом рекомендуется соблюдать два условия (одновременно):
  • образовательная организация, где учится студент, обеспечивает организационную, учебно-методическую поддержку студента на протяжении прослушивания онлайн-курса;
  • образовательная организация, где учится студент, проводит текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию студента по дисциплине, соответствующей по содержанию онлайн-курсу.
То, что образовательная организация указывает своему студенту, материалы какого онлайн-курса другой образовательной организации можно прослушать в рамках конкретной учебной программы, не изменяет того, что обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и т.д. осуществляет именно та организация, в которой учится студент.

Если студент окажется недовольным качеством предложенного ему онлайн-курса другого университета, несет ли ответственность за это образовательная организация, где обучается студент?
МО: образовательная организация, где обучается студент, несет ответственность перед ним за качество образования независимо от того, используется ли при реализации образовательной программы онлайн-курс другой образовательной организации или нет. Для обеспечения качества образовательной услуги организация, где обучается студент, осуществляет организационную, учебно-методическую и иную поддержку студента на протяжении прослушивания онлайн-курса, а также проводит контроль знаний и промежуточную аттестацию. Если со стороны студента поступает жалоба на качество онлайн-курса, его образовательная организация обязана обеспечить студенту восполнение недостатков (в рамках сопровождения и поддержки освоения).