федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Для противодействия угрозе распространения коронавирусной инфекции Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева перевел образовательный процесс в дистанционный формат.

Мы собираем ответы на вопросы, которые чаще всего возникают у студентов, преподавателей, абитуриентов и их родителей в связи с новым режимом работы. Вы также можете задать свои вопросы на горячей линии по адресу covid-19@ssau.ru.


Обновлено: 23.04.2020
Как оформить социальную стипендию дистанционно?
Инструкция

Что обязан делать студент в условиях дистанционного обучения?
МО:
Важно помнить, что освоение образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий не означает переход на самообразование или внеочередные каникулы для студентов. За студентами сохраняются все обязанности, предусмотренные статьей 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, посещение занятий проходит по расписанию университета в форме просмотра онлайн-курсов, вебинаров с преподавателем, в иных дистанционных форматах. Студент продолжается готовиться к семинарам, выполняет домашние работы, проходит контрольные работы с одним отличием – в дистанционной форме. Студенты обязаны проходить промежуточную аттестацию в сроки, предусмотренные университетом, с использованием дистанционных образовательных технологий, в форме, предусмотренной образовательной программой.

Может ли студент выбрать понравившийся ему онлайн-курс самостоятельно?
МО: Предлагается модель, при которой онлайн-курсы для реализации образовательных программ выбирает образовательная организация и доводит до сведения студентов в установленном ею порядке.
Во-первых, это упорядочит выбор курсов студентами.
Во-вторых, это необходимо во исполнение пункта 4 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, в целях обеспечения правильности выбора курсов студентами.

Какие документы нужно предоставить студенту онлайн-платформе для обучения на онлайн-курсах?
МО: Предоставление документов от студентов не требуется.

Каким образом будет подтверждаться личность студента при обучении по онлайн-курсам?
МО: Технологии идентификации личности используются только в тех случаях, когда слушатель онлайн-курса проходит онлайн аттестацию и получает сертификат.
Прослушивание онлайн-курсов в текущих условиях будет проходить без промежуточной аттестации и, соответственно, не требует идентификации студента.

У студента нет компьютера, чтобы использовать дистанционные технологии. Что делать?
МО: большинство онлайн-курсов можно пройти не только с помощью компьютера, но и с помощью мобильных устройств с доступом в сеть "Интернет".
Каждая организация должна самостоятельно решить вопрос об обеспечении студентов техническими средствами.

Влечет ли применение дистанционных технологий какое-то изменение прав и обязанностей студента?
МО: Нет, не влечет. Все права и обязанности студента сохраняются в полном объеме.

Что студент должен сделать, чтобы организовать свое обучение в дистанционном формате?
МО:
Обеспечить продолжение обучения в дистанционном формате – обязанность университета. Для этого университеты используют две основные технологии: (1) проведение занятий в дистанционном формате, (2) использование собственных онлайн-курсов или онлайн-курсов, разработанных ведущими университетами.
В первом случае университет переводит собственные курсы в дистанционный формат (может использовать LMS, общедоступные платформы) и предоставляет студентам алгоритм подключения и инструкции по пользованию, актуальное расписание занятий.
Во втором – может предложить студентам онлайн-курс(-ы), который должен быть освоен, и предоставляет студенту алгоритм подключения к платформе. В ходе освоения онлайн-курса преподаватель университета, где учится студент, оказывает учебно-методическую поддержку, проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию. Онлайн-курс может сопровождаться семинарскими занятиями и домашними работами в дистанционной форме.
Никаких специальных заявлений о переводе на дистанционный формат студенту подписывать не требуется.
В случае реализации второй модели (онлайн-курсы), возможно, потребуется оформление студентом согласия на обработку персональных и принятие условий пользовательского соглашения онлайн-платформы.

Имеет ли студент право на зачет результатов освоения онлайн-курсов, если он прошел аттестацию на онлайн-платформе?
МО:
Да, это возможно, если прохождение аттестации будет подтверждено документом (как правило, такой документ называется "сертификат"), выданным университетом-разработчиком курса.
При этом студент должен руководствоваться локальными нормативными актами своего университета, регламентирующими порядок зачета результатов освоения онлайн-курсов и прохождения промежуточной аттестации. Однако необходимо помнить, что если содержание онлайн-курса, его трудоемкость (продолжительность и уровень сложности), формы аттестации по курсу будут отличаться от собственной дисциплины университета, преподаватель вправе отказать в зачете или провести дополнительную аттестацию.

Что делать, если в университете отменили программы мобильности, а студент участвует в такой программе, купил билеты, забронировал отель и т.д.?
МО:
Университетом может быть введен запрет на мобильность в сложившихся условиях. Это делается в целях обеспечения безопасности студентов. При этом университетам рекомендуется договориться с принимающей стороной о переносе сроков мобильности.
Чтобы возместить потраченные средства, студенту необходимо незамедлительно обратиться к поставщикам услуг (авиакомпания, отель, общежитие и т.п.) за возмещением понесенных расходов. В случае отказа поставщика в возврате средств необходимо получить документальное подтверждение такого отказа и обратиться в свой университет. Университетом может быть принято решение о возмещении понесенным студентом расходов (если за счет программ университета была запланирована финансовая поддержка такой поездки), либо оказании иной (в том числе административной) поддержки студентам в возврате денежных средств.

Студент находится за границей на программе мобильности. Нужно ли ему возвращаться?
МО:
Поскольку ситуация в странах очень разная и постоянно меняется, стандартных решений быть не может. Необходимо следовать рекомендациям принимающего университета и страны пребывания.
Если занятия в принимающем университете не отменяются, студент может продолжить обучение до конца запланированного периода.
Если занятия переведены в онлайн-формат, то студент может принять решение остаться, если формат его устраивает.
Если предложенный принимающим университетом формат занятий студента не устраивает, или студент принимает самостоятельное решение прервать мобильность, то рекомендуемый порядок действий следующий: уведомить учебной офис программы о своем решении, согласовать индивидуальный учебный план, соблюсти карантин и приступить к занятиям в том формате, который предложит университет.

Если освоение определенного учебного курса перенесут на следующий год, то в таком случае, вероятно, изменяется количество кредитов. Будет ли корректироваться стоимость обучения в случае, если студента отчислили, и он не освоил перенесенный курс? Компенсируют ли ему какую-либо часть средств, ранее выплаченных университету?
МО:
Да, если в связи с отчислением студент не успеет освоить перенесенный на более поздние сроки курс, то ему возвратят часть средств. Расчет стоимости фактически оказанной услуги осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами университета.

Будет ли неполное освоение учебной программы (при переносе дисциплин на следующий год) влиять на возможность перейти на бюджет?
МО:
Нет, не будет влиять. Перенос срока реализации дисциплины и переход на обучение за счет бюджетных средств не связаны между собой.
Переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе. Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается университетом.

Преподаватель говорит студентам, что его не касается проблема распространения коронавирусной инфекции, посещение его курса продолжает быть обязательным. Что делать в этой ситуации?
МО:
в данной ситуации необходимо обратиться к руководителю соответствующего учебного подразделения (кафедра, факультет, институт) и сообщить о таком факте. Если университетом принято решение о переходе на дистанционный режим обучения, оно обязательно и для студентов, и для преподавателей. Преподаватель обязан либо перевести свой курс в дистанционный режим, либо провести в дистанционном режиме промежуточную аттестацию и оказывать поддержку в рамках прослушивания студентами онлайн-курсов.

Как организованы лекции в условиях дистанционного обучения?
АГ: Лекции организованы в различных форматах. Решение о выборе инструментов для онлайн-взаимодействия со студентами и аспирантами принимается преподавателем. Лекции могут проходить в формате прямых трансляций, видеолекций, а также в формате предоставления материалов для изучения. Среди таких материалов могут быть как методические разработки самого преподавателя, так и онлайн-курсы нашего университета и других вузов. Главное - последующий контроль усвоения материала.

Какие площадки в университете используются используются для проведения онлайн-занятий?
АГ: В качестве площадок для видеотрансляций используются “Точка кипения” в нашем медиацентре в корпусе университета на Московском шоссе, 34 и Центр дистанционных образовательных технологий в корпусе на ул. Академика Павлова,1. Оттуда преподаватели ведут лекции.
Также доступ к учебным материалам для студентов реализован с помощью электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета, включающей в себя систему личных кабинетов работников и обучающихся, репозиторий информационных ресурсов на базе DSpace, LMS Moodle, систему видеоконференцсвязи на базе сервисов youtube и BigBlueButton - с помощью нее и проводятся видеолекции в режиме онлайн, также студентам предложены массовые открытые онлайн-курсы (МООК) и многое другое.

Что делать, если у студента нет компьютера? Или у преподавателя нет рабочего места, оборудованного компьютером и выходом в интернет?
АГ: Что касается студента: большинство материалов сегодня можно смотреть не только с компьютера, но и с мобильных телефонов. Современные телефоны распознают формат документов, картинок, видео, pdf. Что касается преподавателя, то если у него возникает такая потребность, то он обращается к ресурсам кафедры, в медиацентр университета. Пока запросов на организацию места для дистанционной работы со студентами со стороны преподавателей не поступало. Если поступят, оперативно их рассмотрим и поможем.

Как будет контролироваться присутствие студентов на онлайн-лекциях?
АГ: Студенты дают обратную связь преподавателю в форме удобной для всех сторон процесса, это может быть видео или текстовое подтверждение присутствия студента.

Изменится ли ли график обучения? Смогут ли студенты посмотреть или прослушать лекцию в удобное время или расписание будет построено в соответствии с графиком пар?
АГ: Мы рекомендовали придерживаться обычного расписания, чтобы не перегружать студентов. К примеру, если преподаватель отправит задание в 16.00, а на следующий день студенту в 9.00 надо будет уже отчитаться о проделанной работе. В этом случае обучающемуся придется сидеть над расчетами чуть ли не всю ночь, этого допускать нельзя.

В связи с профилактическими мерами руководство университета приняло решение о прохождении студентами сначала теоретического курса, а уже затем практических занятий. Не забудут ли студенты теорию, когда дойдет время до практики?
АГ: Лабораторные и практические работы требуют личного присутствия. В соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ они перенесены на более поздние сроки. В отдельных случаях учебный процесс может быть организован малыми группами в лабораторных условиях. Качество образования при этом страдать не должно, мы продолжаем выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) о качественном образовании.

Можно ли студенту, аспиранту приехать в университет для того, чтобы сдать работу преподавателю? До скольки обучающихся в этом случае одновременно могут присутствовать на кафедре?
АГ: Мы рекомендуем дистанционную работу - для этого есть все способы коммуникации. В случае если все же понадобится личная консультация преподавателя, научного руководителя, либо преподавателю нужно будет убедиться, что учащийся при ответе не пользуется подручными материалами, то на кафедре рекомендовано собираться группой не более 5-7 человек.

Будут ли выплачивать стипендию во время дистанционного обучения?
АГ: Да, конечно.

В апреле у заочников начинается сессия, как им сдавать экзамены?
АГ: Вопрос сейчас прорабатывается. Возможно, сессии будут проведены согласно расписанию, но с ограничениями по количеству человек: одновременно в аудитории на экзамене смогут присутствовать не более 5-7 человек.

Будут ли расселяться общежития университета?
АГ: Нет. И мы не рекомендуем студентам покидать общежития в рамках мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции.

Что будет с поступлением на военную кафедру (военный учебный центр университета)?
ВО: Практически все мероприятия по подготовке к поступлению в военный учебный центр университета проводятся вне стен кафедры, кроме трех (это тестирование кандидата, проверка его физической подготовки и мандатная комиссия). Эти три процедуры традиционно проводятся в конце мая-июне. Если ситуация не изменится до этого времени, будем рассматривать ее дополнительно.

Как пройдет LXX Молодежная научная конференция Самарского университета, назначенная на начало апреля? Ряд стипендий и грантовых конкурсов связаны с результатами этой конференции.
АГ: Пленарное заседание конференции будет проведено в режиме онлайн. Секции же пройдут в заочном режиме: эксперты каждой секции проанализируют тезисы докладов, представленных на конференции. Возможно, какие-то из секций пройдут в режиме видеоконференций. Конференцию отменять не будем.

Что делать, если возникают у студентов и преподавателей возникают любые другие вопросы, связанные с новым режимом работы?
АГ: В деканатах и дирекциях институтов определены сотрудники, которые отвечают за помощь в этой ситуации. Также в процесс активно включены профсоюз обучающихся, совет обучающихся, совет старост. Если возникают какие-либо вопросы, их можно задать в любую из этих структур. Мы от них всю информацию получаем, анализируем, выясняем и выносим решение. 

Снизится ли стоимость проживания в общежитии с учетом дистанционного формата обучения?
МЛ: Университет принял решение о снижении платы за проживание и коммунальные платежи с 1 апреля и до окончания дистанционного формата обучения. Новые тарифы опубликованы на сайте университета.

Как в текущей ситуации получить справку, подтверждающую, что я учусь в Самарском университете?
Алгоритм работы разработали совет старост совместно со студенческим отделом кадров.
Чтобы получить справку об обучении, необходимо написать старосте факультета или института или отправить сообщение в группе совета старост. В сообщении указать следующие данные: ФИО; полный номер группы; орган, в который предоставляется справка; количество необходимых справок; адрес электронной почты. Также необходимо отметить что именно вам нужно: физическая копия или скан справки.
Получить справку можно лично - понедельник, вторник, четверг после 13.00 в папке на вахте административного корпуса 3а (Московское шоссе, 34), или по электронной почте. Во втором случае скан будет выслан на адрес вашей электронной почты.