федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Для противодействия угрозе распространения коронавирусной инфекции Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева перевел образовательный процесс в дистанционный формат.

Мы собираем ответы на вопросы, которые чаще всего возникают у студентов, преподавателей, абитуриентов и их родителей в связи с новым режимом работы. Вы также можете задать свои вопросы на горячей линии по адресу covid-19@ssau.ru.

Обновлено: 09.04.2020
Как сотруднику получить справку, разрешающую посещение университета?
МК:
Руководитель структурного подразделения оформляет справки на сотрудников. Подпись ставит проректор по подчиненности подразделения.

Что делать, если образовательная организация перевела образовательный процесс в дистанционный формат, а преподаватель отказывается работать со студентами дистанционно?
МО:
если образовательная организация приняла необходимые локальные нормативные акты о переводе образовательного процесса в дистанционный формат, довела указанные акты до сведения работников, то отказ преподавателя работать со студентами дистанционно является нарушением трудового распорядка и может повлечь применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

Что будет с учебной нагрузкой педагогических работников, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?
МО:
в случае, если учебный курс будет реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций, объем аудиторной работы преподавателя уменьшится, при этом вынужденно возрастут иные формы его нагрузки – методическая и организационная работа, проведение онлайн-семинаров и консультаций, научная работа и т.п.
Высвободившееся рабочее время преподавателя может быть перераспределено на другие виды педагогической работы (методическая, научная, организационная и проч.).
Законодательство (приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601) устанавливает верхний предел учебной нагрузки педагогического работника. Нижний предел учебной нагрузки устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации. Конкретный объем учебной нагрузки педагогического работника фиксируется в трудовом договоре.
В случае снижения учебной нагрузки ниже предела, установленного локальными нормативными актами и трудовым договором, возможна. Для этого реализации этого потребуется внести изменения в локальный нормативный акт, регулирующиий вопросы установления нагрузки, трудовой договор с работником (по соглашению сторон) и индивидуальный план педагогического работника.

Можно ли всех студентов перевести на онлайн-курсы, а преподавателей отправить в отпуск?
МО:
Студентов можно перевести на обучение по онлайн-курсам в той численности, которую образовательная организация определит для себя как необходимую, либо если такая необходимость вытекает из нормативных актов, принимаемых в рамках мер по борьбе с вирусом. Решение о предоставлении отпуска преподавателям, а также иные кадровые решения образовательная организация принимает самостоятельно, в том числе, исходя из сохранения ее обязательств по исполнению государственного задания и заключенных договоров на оказание образовательных услуг.

Что будет с заработной платой преподавателя, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?
МО: Само по себе решение о применении онлайн-курсов не влечет изменений в заработной плате педагогического работника. Ее размер определяется содержанием его трудового договора и общим объемом учебной нагрузки. В случае перераспределения учебной нагрузки на другие виды педагогической работы без изменений общей продолжительности рабочего времени (в том числе при переходе на дистанционную работу) заработная плата педагогического работника не изменяется.

Что делать, если преподаватель сомневается в качестве онлайн курса, в объеме информации, которую получат студенты?
МО:
задача преподавателя – обеспечить качество освоения студентами соответствующего учебного курса. Если преподаватель сомневается в качестве онлайн-курса, то ему следует либо предложить другой курс, либо компенсировать имеющиеся, на его взгляд, недостатки курса в рамках учебно-методического сопровождения обучения студентов, подготовки для них дополнительных материалов, разъяснений и заданий.

Нужно ли преподавателям ходить на работу, если их дисциплина замещена онлайн-курсом?
МО:
это зависит от организационных решений, принятых образовательной организацией. Так, образовательная организация вправе предоставить работникам возможность перехода на дистанционную работу (с заключением соответствующего соглашения об изменении условий труда). В остальных случаях соблюдение режима рабочего время осуществляется педагогическими работниками в обычном порядке.

В связи с ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции и организацией образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий правомерно ли требовать работников взять ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика?
МО:
неправомерно. Требования администрации образовательной организации о переносе в одностороннем порядке ежегодных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников на другой период с изменением утвержденного ранее графика отпусков неправомерно и нарушает права работников на отдых. Однако такой отпуск может быть предоставлен в случае согласия обеих сторон трудового договора.

Есть ли техническая и методическая поддержка процесса онлайн-обучения?
АГ: В университете открыты обучающие курсы для преподавателей. Центр дистанционных образовательных технологий предоставляет методическую поддержку - записанные видеокурсы, методические материалы и многое другое. Также преподаватели с богатым опытом в области дистанционного обучения делятся с коллегами методическими рекомендациями, советами. Коллектив университета мобилизовался и работает слаженно.

Может ли преподаватель работать из дома?
АГ: Принято решение, что преподаватели обеспечивают учебный процесс, находясь в университете.

Сохранится ли размер заработной платы в условиях дистанционного обучения?
АГ: Да, так как объем учебной нагрузки не изменился, изменилась лишь форма подачи материала. К тому же методическая работа по формированию электронного контента увеличилась.

Курсы каких вузов рекомендуют преподаватели студентам университета? Как засчитывают курсы (зачеты, экзамены), которые выпущены другими вузами? Есть ли требования к онлайн-курсам?
АГ: Решение по выбору онлайн-курса остается за преподавателем. Если преподаватель опирается на чужой методический материал, он должен ознакомиться и понять, как именно этот материал может быть использован в его курсе. В любом случае ответственность за качество материала и проверку знаний проводит преподаватель. Что касается онлайн-курсов, на которые стоит обратить внимание, то это, в первую очередь, национальная платформа открытого образования, большинство участников которой это участники федерального Проекта 5-100, а также федеральные, национальные исследовательские и опорные вузы.