федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Барвинок Виталий Алексеевич — заведующий кафедрой производства летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении, директор НИИ технологий и проблем качества, директор научно-производственного инженерного центра "Технология", член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ и премии Совета Министров СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный работник Минобразования России проработал в нашем университете с 1965 по 2015 годы, пройдя путь от инженера-исследователя до заведующего одной из ведущих кафедр университета.
Виталий Алексеевич был признанным крупным ученым и педагогом, организатором научного и учебного процесса. Благодаря его выдающимся организаторским способностям и высокой требовательности к себе и своим сотрудникам он сумел создать творческую атмосферу в коллективе и достичь выдающихся научных, учебно-методических и педагогических результатов. Достигнутые результаты послужили основанием считать Барвинка В.А. создателем научной школы, которая получила официальное признание Советом по грантам Президента РФ с 2005 года как ведущая научная школа РФ с последующим подтверждением своего статуса вплоть до 2016 года. Основными направлениями работы научной школы были: математическое моделирование тепловых, деформационных и плазмохимических процессов в твердых телах с изменяемой геометрией; разработка научных основ, технологий и средств технологического оснащения получения покрытий плазменными и ионно-плазменными методами, изготовления деталей и сборки изделий из однородных и композиционных материалов давлением с использованием эласто-полимерных сред, магнитно-импульсных приводов и силовых приводов с памятью формы, диффузионной сварки-пайки в вакууме и решение научных и прикладных задач управления качеством продукции. 
Мой очерк воспоминаний о такой многогранной личности, как Барвинок В.А., не может быть исчерпывающе полным и, конечно, будет субъективен, несмотря на внесение значительных добавлений, сделанных большим числом его близких друзей. Моя главная цель, как его ученика и коллеги, находившегося в постоянном контакте с ним почти сорок лет с 1976 года, постараться не только привести стандартные биографические данные, но и рассказать о его творческом пути, выделить результаты, имеющие право на дальнейшее развитие, и изложить свои представления о этой неординарной личности, фактическая жизнь которого прошла в эпоху сплошных перемен. 
Барвинок Виталий Алексеевич родился 19 ноября 1937 г. в г. Киеве в семье служащих. Мать — Нионила Дмитриевна (1914 года рождения, умерла в 2001 г.) работала учителем, отец — Алексей Трофимович (1912 года рождения) был командиром танковой части и погиб в 1942 г. в бою с немецко-фашистскими захватчиками. В 1941 году его мать с детьми была эвакуирована в г. Куйбышев. В 1954 году он окончил среднюю школу № 12 и одновременно Куйбышевский аэроклуб ДОСААФ, в 1956 г. он окончил летное училище, а затем служил в рядах Вооруженных сил до 1958 года, попав под известное "хрущёвское" сокращение численности армии. В 1964 г. окончил с отличием Куйбышевский политехнический институт им. В.В. Куйбышева по специальности инженер-механик. После окончания института работал старшим инженером-конструктором физико-технического института Госкомитета по использованию атомной энергии в мирных целях. В 1965 г. поступил на работу в Куйбышевский авиационный институт имени академика С.П. Королёва инженером-исследователем, в 1969 году был принят в аспирантуру и в 1971 году защитил кандидатскую диссертацию "Повышение качества поверхностного слоя деталей ГТД из жаропрочных и титановых сплавов за счет обработки их алмазными и эльборовыми кругами" по специальности 05.07.04 — "Технология производства летательных аппаратов и двигателей" (научный руководитель —Урывский Ф.П., в тот период доцент, к.т.н.). В том же году был принят по конкурсу на кафедру физики, где прошло его становление как педагога в должностях ассистента, старшего преподавателя и доцента.
Активная жизненная позиция, умение работать с людьми и желание содействовать развитию института привело к избранию Виталия Алексеевича заместителем секретаря парткома (с 1971 по 1975 годы), а с 1975 по 1978 годы — освобождённым секретарем парткома КуАИ. В этот период он совместно с ректором и ректоратом принимал активное участие в развитии материально-технической базы института, в расширении объема и качества научно-исследовательских работ, в расширении номенклатуры специальностей, во внедрении новых методов обучения в учебный процесс, в воспитательной работе с сотрудниками и студентами. По его неоднократным воспоминаниям его становление как личности с большим опытом организационной работы и умением работать с людьми проходило под большим влиянием ректора института — профессора Лукачёва В.П., о котором он всегда отзывался с большим уважением и любовью.
Наверное, в тот период сложилась одна из основных черт характера Виталия Алексеевича — не быть равнодушным к чужим проблемам. Я думаю, что многие из читающих этот очерк вспомнят о той помощи, которую он оказывал бескорыстно, не считаясь с личным временем и затраченными усилиями.
В тот же период сложились, и другие, характерные черты его характера и определенные устойчивые привычки. К ним бы я отнес его стремление всегда брать время на обдумывание ответа на любой вопрос, имеющий многовариантный ответ даже при его относительной простоте. Стремление всегда добиваться поставленной цели и желание в любом споре или обсуждении не только высказать свою точку зрения, но и добиться её принятия другими. Он был эмоциональным человеком, который иногда резко, без достаточной гибкости, отстаивал свою точку зрения. Однако должен отметить, что он переживал за свою спонтанность и резкость суждений и выступлений, проигрывая их в разговорах со мной, проводя, как он говорил, "разбор полетов". Важной чертой его характера было большое трудолюбие и преданность работе, в частности, он мог активно отдыхать только несколько часов, переходя затем к обсуждению производственных и научных проблем даже за праздничным столом. Задержка его на работе, а как следствие и многих сотрудников, до позднего времени была обычным делом. Он любил кратковременный активный отдых, очень хорошо плавал, любил выезжать на природу и рыбалку (хотя ловить рыбу на удочку он не мог терпеть). Любил вечером посидеть за столом в длительных беседах о работе и жизни, однако каждое утро он делал зарядку с обтиранием холодной водой и с утра уже был на работе, включаясь в текущие дела. 
Виталий Алексеевич был хороший семьянин, прожив долгие годы со своей супругой Галиной Захаровной Буновой, доцентом кафедры авиационного материаловедения. Надо отметить, что Галина Захаровна — высоко эрудированный специалист, мягкий, приветливый и очень тактичный человек, была его надежной опорой в жизни, часто сглаживающей определенную резкость его характера. Его сын Алексей Витальевич (1971 года рождения) — доктор экономических наук, профессор, прошедший путь от ученого до крупного хозяйственного руководителя — Генерального директора, Председателя правления ПАО "ТГК-1″, всегда был его гордостью и надежным помощником.
Еще в период работы в парткоме и особенно сразу после её завершения и возвращения на кафедру физики с назначением на должность научного руководителя НИГ-1 кафедры физика, им было принято решение о дальнейшем развитии своих научных исследований. Область этих исследований можно определить, как управление эксплуатационными свойствами плазменных газотермических покрытий за счет регулирования тепловых режимов их получения и регулирования остаточных напряжений, возникающих в покрытиях при их формировании. Было установлено, что, возникающие при математическом моделировании этих процессов задачи теплопроводности и механики деформируемых твердых тел составляют новый класс задач с движущими границами, для аналитического решения которых неприменимы классические методы решения. Кроме того, экспериментальные исследования остаточных напряжений в покрытиях потребовали разработки новых методов не только их определения с учетом многослойности и особой структуры покрытий, но и определения упругих характеристик таких материалов акустическим резонансным методом. Решение поставленных задач позволило существенно продвинуться в повышении эксплуатационных свойств плазменных покрытий, применение которых в авиационном двигателестроении получило значительную поддержу Генерального конструктора академика Кузнецова Н.Д.
В тот же период (1978 год) Барвинок В.А. содействовал открытию в нашем институте нового научного направления исследований по вакуумной ионно-плазменной технологии высоких энергий получения специальных покрытий. Благодаря его организаторским способностям была изготовлена и запущена в эксплуатацию уникальная установка для получения таких покрытий с электродуговым принципом генерации плазмы металла в вакуумной дуге катодной формы с холловским ускорением плазменных потоков и был заключен первый хоздоговор по этому направлению с ЦСКБ. Было установлено, что получаемые этим методом покрытия обладают комплексом уникальных эксплуатационных свойств, связанных с субмикронным размером их структурного зерна. Используемый нами и другими исследователями в то время термин "субмикронный" в настоящее время заменён на термин "наноструктурный", то есть проводимые исследования лежали в области так популярных в настоящее время нанотехнологий. К этим покрытиям, после определенной научной доработки, удалось применить развитые нами подходы для плазменных газотермических покрытий. 
Комплекс исследований по этим двум видам покрытий позволил разработать и внедрить в производство летательных аппаратов и авиационных двигателей ряд новых составов и технологий получения специальных покрытий для повышения эксплуатационных характеристик ответственных деталей. Эти материалы легли в основу докторской диссертации Барвинка В.А. по специальности "Технология производства летательных аппаратов и двигателей", которая была успешно защищена в 1983 году. Надо отметить, что годом ранее под его руководством была подготовлена и защищена аспирантом Богдановичем В.И. первая в СССР кандидатская диссертация по вакуумной плазменной технологии высоких энергий по той же специальности.
После защиты докторской диссертации Барвинок В.А. был избран заведующим кафедрой производства летательных аппаратов, в состав которой входили две отраслевые научно-исследовательские лаборатории № 7 министерства авиационной промышленности и № 11 министерства общего машиностроения, которые в 1996 г. были преобразованы в НИИ технологий и проблем качества. Также в состав ОНИЛ 7 была переведена группа вакуумной ионно-плазменной технологии из НИГ-1 "Физика". Им был начат сложный процесс реорганизации учебной, учебно-методической и научной работы, приведшей через определенный период к появлению аспирантуры на кафедре, открытию новых специализаций, повышению качества преподавания, открытию новых научных направлений, к росту объемов финансирования. Это, в конечном счете, привело к росту рейтинга кафедры, позволившему ей стать ведущей в университете и постоянно занимать призовые места в соревновании. Резко увеличилось количество кандидатских, а затем и докторских, диссертаций, защищаемых аспирантами и соискателями. За тридцати двух летний период руководства кафедрой В.А. Барвинком было подготовлено более 50 кандидатов и 18 докторов технических наук.
Надо отметить, что Барвинок В.А. уделял внимание отстаиванию не только особой роли технологии в обеспечении качества и надежности изделий, но и особому подходу к выработке технологических решений, основанному на необходимости использования не только статистического, но и обязательно детерминированного, метода математического моделирования с наиболее полной трактовкой физической модели процесса. В связи с этим в структуре научной лаборатории был создан отдел математического моделирования технологических процессов, руководство которым было возложено на Богдановича В.И. Создание такого отдела позволило значительно интенсифицировать научные исследования, открыть новые направления и повысить информационную содержательность отчетов, публикаций и диссертаций. 
Неоднократно обсуждая с Виталием Алексеевичем проблемы недопонимания особенностей подготовки инженерных и научных кадров для технологии производства аэрокосмической техники, мы пришли к достаточно простому выводу. У людей, далеких от производства и производственных технологий, сложилось устойчивое представление о технологии как о строго однотипном повторении регламентированных действий. Но это возможно только в отлаженном директивном технологическом процессе изготовления одинаковой продукции и может выполняться высококвалифицированными рабочими и мастерами. Однако, такое отлаженное директивное производство возникает только после длительной доводки технологического процесса. Любое внедрение изменений в этот процесс в виде новых режимов, новых технологических методов или новых типоразмеров конструкции или новых материалов требует проведения новых длительных и трудоемких научных исследований по доводке процесса до состояния устойчивого директивного изготовления изделия с заданным качеством. Эту работу может выполнить только высококвалифицированный инженер, способный ставить научные задачи и проводить научные исследования, что требует перестройки учебных планов подготовки инженерных кадров на базе хорошей фундаментальной подготовки. Кроме того, отсюда вытекает, что любое производство по своей сути консервативно и, только экономические интересы (в том числе и высококвалифицированных инженерных и научных кадров), рынок или другие внешние факторы, могут обеспечивать прогресс в развитии техники.
Очень большое внимание Виталий Алексеевич оказывал обновлению материально-технической базе учебных и научных лабораторий, а также установлению взаимодействия с ведущими предприятиями, НИИ, КБ и ВУЗами страны. Такое взаимодействие позволило дать мощный импульс внедрению технологических разработок кафедры в производство аэрокосмических изделий. Надо отметить, что внедрение технологических разработок в производство изделий требует сочетания ряда дополнительных факторов даже при доказанной в лабораторных условиях высокой эффективности разработки. К ним нужно отнести получение заказа промышленностью на создание нового или модернизацию существующего изделия и принятие решения Генеральным конструктором на использование разработки на ранних этапах изготовления опытного образца, что позволяет технологической разработке войти в опытно-директивный технологический процесс её изготовления и пройти все, достаточно длительные, стадии испытания и доводки изделия и технологии её изготовления. После завершения этапа создания директивного технологического процесса внедрение в него даже очень эффективной разработки фактически невозможно из-за необходимости повторения всего цикла испытания изделия. Авторитет Барвинка В.А. и его хорошие контакты с многими руководителями предприятий позволили многие разработки кафедры довести до их внедрения в производство. К таким разработкам надо отнести: технологии плазменного напыления износостойких покрытий поверхностей камер сгорания поршневых двигателей беспилотных летательных аппаратов и роторно-поршневых двигателей различного назначения; технологии плазменного напыления теплозащитных покрытий на поверхности камер сгорания газовых турбин и ракетных двигателей, рабочих и сопловых лопаток газовых турбин; технологии плазменного напыления срабатываемых уплотнительных покрытий для газотурбинных двигателей; технологии плазменного восстановления рабочих кромок лопаток паровых турбин ТЭЦ без разборки турбины; технологии вакуумного ионно-плазменного напыления различных видов покрытий на большое количество деталей космических аппаратов, в том числе, на изделия из полимерных и композиционных материалов; технологии изготовления деталей самолетов, разгонных блоков и ракет давлением эластичной среды (полиуретана) и импульсным магнитным полем; технологии диффузионной сварки-пайки в вакууме составных конструкций из разнородных материалов; методики проектирования и технологии изготовления силовых и управляющих приводов стабильного многократного действия на основе материала с эффектом памяти формы малогабаритных исполнительных механизмов, технологического оборудования и инструмента для выполнения сборочных, монтажных и ремонтно-восстановительных работ, в том числе, для работ в условиях космоса на борту летательных аппаратов.
В 1986 году Виталий Алексеевич в составе творческого коллектива сотрудников МВТУ имени Баумана Н.Э. был отмечен премией Совета Министров СССР за работу "Создание научно-технических основ и разработка плазменных ускорителей для решения задач межотраслевых технологий", в которую составной частью вошли наши исследования по разработке плазменных ускорителей и вакуумных ионно-плазменных технологий получения специальных покрытий. В 1992 году он в составе творческого коллектива (академик Шорин В.П., профессор Сойфер В.А., доценты Богданович В.И., Цидулко А.Г., Мордасов В.И., главный конструктор Трофимов Н.Г. и директор ЦКБ уникального приборостроения Сисакян И.Н.) за работу "Разработка и внедрение интегрированных лазерных и плазменных технологий создания новых образцов авиационно-космической техники" был удостоен Государственной премии РФ.
С 1991 по 1999 годы с целью концентрации научных исследований В.А. Барвинок приказом по Министерству науки, высшей школы и технической политики был назначен руководителем научно-технической программы "Высокие технологии высшей школы" и заместителем руководителя государственной научно-технической программы "Наукоемкие технологии" (руководитель программы — ректор Сойфер В.А.), в рамках которых работало 48 вузов России, 24 НИИ и филиалов РАН. 
В 1994 г. с целью содействия государственной политике и законодательству РФ по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации и обеспечения качества продукции, процессов и услуг в Самарской области и Поволжском регионе им было организовано Поволжское отделение Российской Академии проблем качества (ПО РАПК), президентом которой был избран В.А. Барвинок. В состав ПО РАПК входят 6 областей Поволжья. Его работа в области качества позволила в 1995 г. открыть на кафедре подготовку по новой специальности "Стандартизация и сертификация в машиностроении", а в 2000 г. — по специальности "Управление качеством". 
Более 15 лет В.А. Барвинок был заместителем главного редактора международного журнала "Проблемы машиностроения и автоматизации", председателем секции Головного научного совета "Машиностроение", членом экспертного совета ВАК по авиационной и ракетно-космической технике. Учитывая весомый вклад в науку, В.А. Барвинок в мае 2000 года был избран членом-корреспондентом РАН по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управления.
В.А. Барвинок неоднократно приглашался для чтения лекций за рубежом, выступал на международных симпозиумах в США, Венгрии, Финляндии, Германии, Китае. Он был избран почётным доктором Харбинского политехнического института за организацию в её составе научных лабораторий по вакуумной ионно-плазменной технологии, диффузионной сварке-пайке в вакууме и магнита-импульсной обработке материалов.
Он является автором более 400 научных работ, в числе которых 3 учебника и 4 учебных пособия с грифом Министерства РФ и 11 монографий, изданных центральными издательствами. Его разработки защищены 67-ю авторскими свидетельствами и патентами, отмечены двумя золотыми, тремя серебряными и пятью бронзовыми медалями ВДНХ. Его монография "Путь в науку" в 2005 г. и учебное пособие "Менеджмент качества в машиностроении" в 2007 г. стали Лауреатом конкурса "Лучшая книга среди преподавателей вузов России", а монография "Плазма в технологии, надежность, ресурс" отмечена в 2006 г. Президиумом РАН премией А.Н. Туполева. 
Виталий Алексеевич награжден орденами "Дружба" (1995 г.) и "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008 г.), Почётными грамотами Администрации Самарской области (1997 г.) и Самарской Губернской Думы (2007г.), Знаком отличия "За заслуги перед Самарской областью", отмечен медалями и почётными грамотами Федерацией Космонавтики.
Виталий Алексеевич останется в памяти своих учеников и коллег как ученый-технолог, педагог и человек готовый всегда прийти на помощь и подставить своё плечо.
Текст предоставлен кафедрой производства летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении