федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Известный ученый в области профессионально-педагогической деятельности

Руднева Татьяна Ивановна, гражданка Российской Федерации, 1944 года рождения, родилась в городе Орске Оренбургской области. В 1965 году окончила историко-филологический факультет Куйбышевского педагогического института. С 1965 по 1970 годы работала учителем русского языка и литературы, завучем по учебной работе, организатором внеклассной работы, училась в аспирантуре Ленинградского государственного университета, где в 1977 году защитила кандидатскую диссертацию. В 1996 году защитила докторскую диссертацию в диссертационном совете при Российской Академии Образования в г. Москве. С 1970 года по настоящее время работает в Самарском университете, замещая последовательно должности начальника учебной части, ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора. С 2003 г. является заведующим кафедрой теории и методики профессионального образования.
Руднева Т.И. является известным ученым в области профессионально-педагогической деятельности. Основные направления ее научных исследований связаны с разработкой проблемы формирования основ педагогического профессионализма у студентов университета. Разработанные Рудневой Т.И. модель выпускника классического университета, критерии оценки качества профессиональной подготовки, содержание и методы выработки профессионально значимых свойств преподавателей являются перспективными как для педагогической науки, так и для вузовской практики. Рудневой Т.И. разработана "Концепция развития системы дополнительного педагогического образования в Самарском государственном университете".
За 48 лет работы в Самарском университете тысячи студентов под ее руководством осваивали педагогическую науку и проходили педагогическую практику.
Научные труды Рудневой Т.И. (около 200 работ) отражают виды ее научной деятельности: монографии, посвященные профессионально-педагогической деятельности, востребованы аспирантами и исследователями актуальных проблем педагогического образования ("Российское образование", "Развитие личности"); научно-педагогические пособия посвященные проблеме этнического воспитания, используются учителями школ-лабораторий ("Национальное воспитание: этнические проблемы", "Русская школа"). Она является разработчиком и научным консультантом по реализации городской программы "Возрождение", в которой принимали участие школы города Самары. Учебные пособия ("Основы педагогического мастерства", "Педагогика профессионализма") применяются в системе аспирантской подготовки и в работе со слушателями факультета повышения квалификации преподавателей вузов и специальных учебных заведений, открытого по ее инициативе. Кафедра теории и методики профессионального образования, возглавляемая Рудневой Т.И., обеспечивает учебный процесс на факультете повышения квалификации преподавателей вузов города.
С началом реформирования высшего образования предметом исследований, проводимых под научным руководством профессора Т.И. Рудневой, становится инновационная педагогическая деятельность, итоги которых обобщены в монографиях: "Высшее образование в инновационных условиях", "Качество профессиональной подготовки инженеров для современных промышленных комплексов: результаты эксперимента", "Профессиональная подготовка специалистов гуманитарного профиля", "Готовность специалистов к соблюдению норм профессиональной этики", "Стратегии современного высшего образования".
Под руководством профессора Рудневой в Самарском университете проводится ежегодно международная конференция "Образование в современном мире", которая входит в координационный план Российской Академии Образования.
С 1998 года Руднева Т.И. является председателем докторского диссертационного совета при Самарском государственном университете по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, в котором исследователями защищено более 150 диссертаций.
Рудневой Т.И. создана научная школа по профессиональной педагогике, известная в Поволжье. Под ее руководством защищено 46 кандидатских диссертаций и 6 докторских диссертаций.
Руднева Т.И. ведет большую общественную работу в области популяризации результатов научных исследований по педагогике. По ее инициативе в университете в течение двадцати лет работает методологический семинар для аспирантов, исследующих проблемы общей и профессиональной педагогики.
Руднева Т.И. является действительным членом Международной педагогической академии и Академии педагогических и социальных наук. Она награждена медалью за доблестный труд (1970 г.), нагрудным значком "За отличные успехи в работе" (1987 г.), нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации" (1999 г.). В 2004 году награждена медалью К.Д. Ушинского. Профессор Т.И. Руднева является Заслуженным деятелем науки Российской Федерации (2006 г.). Является лауреатом премии "Женщина-ученый"; лауреатом губернской премии в области науки и техники. В 2017 году профессору Рудневой Т. И. присвоено Российской академией естественных наук почетное звание "Основатель научной школы".
СобИнформ
Дата размещения: 6 ноября 2018 года