Год назад Самарский государственный аэрокосмический университет вошел в ТОП-15 российских вузов. Теперь перед СГАУ стоит еще более амбициозная задача - подняться в рейтингах лучших университетов мира. Какова цель начавшихся преобразований, какие изменения произойдут в работе вуза и на каких принципах будет строиться взаимодействие с другими научными центрами региона? Об этом в эксклюзивном интервью порталу Волга Ньюс рассказал ректор аэрокосмического университета Евгений Шахматов.
Шанс на прорыв
- Евгений Владимирович, полгода назад ваш университет начал движение по "дорожной карте", которая должна привести СГАУ в число ведущих мировых вузов. А так ли необходимы аэрокосмическому университету пресловутые позиции в мировых рейтингах?
- Нужно понимать, что мир вокруг нас постоянно и стремительно меняется. Многое из того, что казалось нам невозможным 20, 15 или даже 10 лет назад, сегодня уже свершившийся факт.
Хотим мы того или нет, но сегодняшние выпускники школ получили возможность выбрать вуз, удовлетворяющий их стремлениям, способностям и финансовым возможностям, в любой точке планеты. Чтобы успешно конкурировать на этом глобальном рынке университету, даже самому успешному и заслуженному, необходимо постоянно двигаться вперед и развиваться.
Конечно, рейтинги - не самоцель для СГАУ, но все же это универсальная и понятная всем система оценки эффективности работы университетов, по которой нас будут выбирать будущие студенты. Поэтому участие СГАУ в программе повышения конкурентоспособности - уникальный шанс раскрыть на новом качественном уровне высочайший исследовательский и образовательный потенциал нашего университета.
- Как продвигается СГАУ на этом долгом и непростом пути?
- Вывести СГАУ на передовые позиции в мировом научно-образовательном пространстве - стратегическая цель. До 2020 года наш университет должен войти в 100 лучших вузов мира в международном рейтинге QS WUR в разделе "Mechanical, Aeronautical & Manufacturing", то есть стать одним из мировых лидеров в сфере технического образования. Все, что мы делаем сегодня, подчинено этой главной цели.
Утверждена долгосрочная программа повышения конкурентоспособности вуза, разработана детальная "Дорожная карта", и с 2013 года мы упорно движемся к поставленной цели.
Напомню, СГАУ уже является ведущим аэрокосмическим вузом России в статусе национального исследовательского университета. Но для того чтобы занять высокие позиции на мировом уровне, нам предстоит решить семь очень непростых задач.
- Какие это задачи?
- Необходимо диверсифицировать и развивать нашу научную и исследовательскую деятельность, разработать конкурентоспособные образовательные программы международного уровня. Модернизировать систему управления вузом, его инфраструктуру, повысить эффективность персонала. Нужно стремиться привлекать к нам на работу лучших специалистов, а на обучение - лучших абитуриентов, студентов, аспирантов, стажеров, в том числе и иностранных. Решение всех этих задач откроет нам путь в мировой ТОП-100. Мы должны активно продвигать СГАУ и в России, и за рубежом в качестве ведущего, высокотехнологичного университета.
Маршрутом, намеченным картой
- Дорожной картой определены 10 приоритетных направлений работы. Означает ли это, что только они получат поддержку в рамках программы?
- Когда мы подавали заявку на участие в программе - безусловно, опирались на те достижения и конкурентные преимущества, которые СГАУ приобрел за долгие годы плодотворной работы в аэрокосмической отрасли. Это разработки в области космического машиностроения, двигателестроения, виброизоляции, компьютерной оптики и других направлениях, которые появились как "закрытые" авиационные и космические технологии. Сейчас они получают все более широкое распространение в здравоохранении, машиностроении, наноиндустрии, IT и других гражданских отраслях.
В плане их технологической уникальности, потенциала дальнейшего развития и востребованности эти достижения соответствуют мировому уровню. Мы обязаны поддерживать коллективы, развивающие научные направления, в которых СГАУ имеет приоритет. Но причастность к тому или иному направлению сама по себе не служит гарантией финансирования. Для СГАУ, как и для государства, важно, насколько эффективно будут использованы средства господдержки.
"Научные исследования", которые заканчиваются только увесистыми отчетами ("вот мы посчитали, исследовали, систематизировали"), сегодня никому не нужны. Совсем другое дело, если эти исследования и научные статьи будут посвящены конкретной разработке, которая либо полетит, либо поедет или будет давать какой-то другой экономический эффект. Мы ориентируемся на отдачу в виде инженерных решений, программных средств, вычислительных результатов и будем поддерживать все научные направления, ориентированные на достижение результатов. Независимо от того, входят они в список приоритетных или нет. По этому пути давно идут ведущие мировые инженерные и технические вузы.
- Какие научные изыскания, воплотившиеся в конкретные инженерные решения, вы могли бы привести в качестве примера плодотворных научных исследований?
- Их немало. Например, спутники "АИСТ" - они по сей день успешно работают на орбите в качестве космической лаборатории. В создании первого поколения спутников участвовали более 100 студентов СГАУ. Большинство из них сейчас ведут новые научные исследования или заняты на производстве высокотехнологичных изделий. При реализации проекта защищено более 50 дипломных работ, подготовлено свыше 20 выпускных работ бакалавров, защищено 9 магистерских и 5 кандидатских диссертаций.
На разработку "АИСТа" направлено около 15-16 млн рублей. Его запуск, исходя из массы спутника, мог бы обойтись в три раза дороже. Но университету это не стоило ни копейки. Потому что благодаря "АИСТам" мы совместно с РКЦ "Прогресс" отработали систему вывода на орбиту попутных грузов. Это открывает огромные возможности для снижения стоимости запуска малых космических аппаратов за счет оптимизации нагрузки. Ведь при каждом запуске есть ресурс на попутный груз от ста килограммов до тонны!
Открыты для сотрудничества
- На какие цели, кроме исследований, будут направлены средства, выделяемые университету в рамках программы?
- Прежде всего, на повышение качества образования, в том числе на программы повышения квалификации и стажировки. Причем не только для профессорско-преподавательского состава и научных работников, но также для аспирантов и студентов-магистров. Мы будем уже на стадии подготовки отправлять в ведущие научные центры молодежь - наш кадровый резерв.
Кроме того, средства господдержки направляются на привлечение из-за рубежа студентов, а также преподавателей и ведущих ученых. К 2020 году в СГАУ будут учиться не менее тысячи иностранных студентов и работать не менее 80 зарубежных ученых и преподавателей.
Ресурсы будут направляться и на популяризацию бренда СГАУ. Долгие годы наш университет был закрытым, но в ближайшее время мы должны существенно продвинуться в популяризации потенциала вуза в России и за рубежом.
- Один из основных критериев продвижения в рейтингах - академическая репутация. Она, как известно, нарабатывается публикационной активностью. Как можно ее "наращивать", если в СГАУ есть "закрытые" направления работы?
- В последние годы число "закрытых" работ свелось к минимуму, который практически не влияет на общее развитие вуза и публикационную активность. В целом расширился круг задач и научных направлений, наметился значительный рост публикаций. Но это только один из ресурсов увеличения публикационной активности.
- А есть и другие?
- Безусловно. Например, создание вместе с другими вузами общих научных центров и лабораторий для развития новых прорывных направлений. Прорыв возможен там, где сообща работают не только имеющие свою уникальную научную направленность. Именно так рождаются качественно новые идеи и технологии, способные получить признание на мировом уровне.
Средства господдержки даны как раз для того, чтобы создавать совместные проекты и привлекать со стороны ведущих ученых с высокими индексами цитирования. Они станут сотрудниками университета или руководителями тех коллективов, которые улучшат наши результаты, в том числе увеличат количество публикаций.
Мы уже договорились с самарскими вузами - СамГТУ, СамГУ, ПГУТИ, - а также с нашими петербургскими коллегами о создании на базе СГАУ общих научно-образовательных центров, а наши научные журналы помогут совместно продвигаться в Scopus и Web of Science.
- Как будет развиваться это межвузовское взаимодействие?
- Во-первых, планируем создавать межвузовские лаборатории по перспективным научным направлениям. Есть договоренность с Самарским государственным техническим университетом о создании сразу четырех исследовательских центров. Например, по изучению перспективных материалов и исследованиям в области геоинформатики.
Во-вторых, предполагается осуществление совместной образовательной деятельности в сетевой форме. В частности, с медицинским университетом планируем готовить технических специалистов (физиков-радиологов и химиков-радиологов) для Федерального центра медицинской радиологии для детей и взрослых.
Подчеркну: это будет не объединенный университет, а совместные проекты с самарскими и иногородними университетами, а также с академическими институтами РАН и ведущими отраслевыми НИИ. Например, месяц назад мы подписали приказ о создании совместной лаборатории коррозии, старения и биоповреждений материалов и сложных технических систем на базе ВИАМ и СГАУ.
В процессе межвузовского взаимодействия Самарский государственный аэрокосмический университет должен стать катализатором и концентратором научно-технической деятельности. Не потому, что таковы чьи-либо амбиции, а потому что государство возлагает на СГАУ большие надежды и выделяет средства для достижения поставленных целей.
Союз талантов и технологий
- До сих пор бытует мнение, что в перспективе в Самаре может быть создан некий крупный университет, который объединит ведущие самарские вузы. Как будет организовано сотрудничество вузов на самом деле?
- Идея объединить ведущие университеты Самары предлагалась неоднократно, но от нее отказались. Прямолинейное объединение вузов замедлило бы развитие укрупненного университета на несколько лет. Этот эффект хорошо известен в бизнесе. Когда происходит слияние или поглощение крупных компаний, на их встраивание в новую структуру уходит до пяти лет. Поэтому и было решено пойти по другому пути.
Совместные институты и лаборатории, которые будут создаваться по прорывным направлениям, станут и кузницей новых кадров, базой для развития магистров и аспирантов с высокой квалификацией. Такой путь мне кажется абсолютно реальным. С ректорами других вузов мы это обсуждали: все воспринимают это как прорыв в межвузовском сотрудничестве. Это совершенно новые возможности для молодежи, в том числе для привлечения иностранных студентов.
Тема объединения актуальна лишь для нашей интеграции с академическими НИИ. Мы уже договорились с Виктором Александровичем Сойфером о целесообразности интеграции ИСОИ РАН в структуру аэрокосмического университета. Тем более что фактически работаем как один коллектив. Дело - за юридическими формальностями, которые должны быть одобрены на уровне Минобрнауки России и ФАНО.
Задачи государственных масштабов
- В ближайшее время будет сформирован наблюдательный совет СГАУ, который возглавит вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Чья это была инициатива и что это значит для развития университета?
- Инициатива пригласить Дмитрия Олеговича возглавить наблюдательный совет принадлежит губернатору Самарской области Николаю Ивановичу Меркушкину. Мы говорили с Дмитрием Олеговичем и он согласился. Я рад, что наши взгляды на развитие СГАУ и отрасли в целом, видение губернатора, вице-премьера и мое личное полностью совпадают: Самара должна укрепить статус аэрокосмической, авиационной столицы России. И нашему университету отводится особое место в решении этой задачи.
Сейчас активно идет строительство нового российского космодрома Восточный, где будут необходимы специалисты, и в очень большом количестве. Их подготовка, как и реализация проекта в целом, - задача государственных масштабов. СГАУ со своими образовательными и исследовательскими ресурсами будет задействован в ее решении. Об этом мы договорились с Дмитрием Олеговичем и руководителем Федерального космического агентства Олегом Николаевичем Остапенко во время июльской встречи в Благовещенске, на космодроме Восточный.
- Как для решения этих задач должна измениться система подготовки специалистов?
- Главный принцип, которым мы руководствуемся, - обучение через исследования. Получение знаний в практической работе служит ключевым моментом, краеугольным камнем нашей программы. Поэтому сейчас мы переходим на снижение аудиторной нагрузки и увеличение исследовательской работы.
Нужно стремиться к системе, когда преподаватель читает блок установочных лекций, а все остальное студенты постигают в работе над проектами - спутниками, двигателями, исследовательской аппаратурой или реальной компьютерной программой. Такой подход позволит повышать квалификацию и самих преподавателей. В рамках реального проекта всегда возникают новые, нестандартные вопросы. Ответы на них придется искать не только студентам, но и преподавателям.
- Как увязать исследования и обучение? У серьезных проектов, особенно завязанных на производственные графики предприятий, есть конкретные этапы и сроки исполнения, а у студентов - каникулы, защита курсовых и так далее.
- У нас есть разные по своей специфике проекты. Например, мы работаем с РКЦ "Прогресс" и с ОАО "Кузнецов". У этих проектов четкие сроки, в которые мы отчитываемся перед предприятиями, а предприятия - перед министерством, которое выделяет деньги. Отличная схема, она дисциплинирует всех.
В установленных временных рамках работают и студенты. Одни из них дипломники, а другие могут быть и первокурсниками. Да, у них есть сессии и другая нагрузка, связанная с учебным процессом. Но при этом в работе участвует и постоянный состав - это аспиранты, которые становятся научными сотрудниками и работают независимо от каникул, отпуск у них по графику. Также задействованы штатные преподаватели, научные сотрудники и представители предприятий, поэтому работы выполняются круглый год, независимо от каникул и отпусков. Но студент знает: ему поручено нечто важное, и он должен до сессии эту работу выполнить. Он по ней должен отчитаться, например, в виде курсового проекта. Это - реальный курсовой проект, в котором он должен спроектировать какой-то объект и проект защитить. Эта разработка - не только его личное дело, но и научного руководителя, который несет ответственность.
Кстати, в СГАУ много и других исследовательских проектов, не привязанных к таким жестким срокам. На них ребята тоже учатся.
- Если двигаться в направлении, о котором вы говорите, обучение станет индивидуальным. Следовательно, потребуется больше преподавателей. Выдержит ли это экономика вуза?
- У этой задачи есть решение. Простое и логичное. Перед СГАУ как одним из ведущих российских университетов поставлена задача - наращивать количество магистров и аспирантов. Магистры - это специалисты с высшим образованием. У аспирантов еще более высокая степень научной подготовки. Они обязаны быть задействованы в системе обучения студентов. В этом и заключается новый подход, чтобы из магистров и аспирантов вырастали преподаватели.
К 2020 году количество аспирантов в СГАУ поэтапно должно увеличиться до 1,5 тысяч, магистров до 3 тысяч. Это целая армия молодых и талантливых людей! Для этих талантов мы и создаем в Самаре научно-техническую, образовательную и производственную среду, которая поможет достигнуть новых результатов, значимых в масштабах страны и мира.