федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Интернационализация – результат работы на уровне факультетов, кафедр и лабораторий

Интернационализация – результат работы на уровне факультетов, кафедр и лабораторий

Самарский университет

Интервью ректора Евгения Шахматова газете "Полет"

Шахматов Евгений бортжурнал Интервью QS University Rankings рейтинги международное сотрудничество Полет (газета)
29.09.2016 2016-09-30
В прошлом году эксперты рейтингового агентства QS, побывав в Самаре, сделали вывод: по своему потенциалу Самарский университет превосходит многие зарубежные вузы, которые занимают топовые позиции в международных рейтингах. Однако в сентябрьской рейтинговой таблице QS вуз оказался на позициях ниже 700 строчки. Проблема в том, что об этом самом потенциале за рубежом по-прежнему известно немного, убежден ректор Евгений Шахматов. О том, какие шаги следует предпринять каждому сотруднику, чтобы повысить узнаваемость университета, увеличить экспорт образовательных услуг и академическую мобильность, Евгений Владимирович рассказал газете "Полет".


ДЕФИЦИТ ИЗВЕСТНОСТИ
 
– Евгений Владимирович, как структурные подразделения университета должны работать на продвижение университета в мировом научно-образовательном пространстве и увеличение набора иностранных студентов?
 
– Нам не хватает узнаваемости. Наша задача – донести информацию до широкого круга заинтересованных лиц, которые могут быть экспертами в рейтинговых агентствах. 
Какие пути повышения международной узнаваемости вуза? Их несколько. Прежде всего, это международное сотрудничество в рамках глобальных проектов. К примеру, некоторое время назад три турецких вуза неожиданно попали в верхние строчки мировых рейтингов. Это случилось благодаря одной публикации о результатах, полученных на большом адронном коллайдере в ЦЕРНЕ. Среди сотни авторов той статьи оказались и ученые из тех самых турецких вузов.
 
Нужны четкие и ясные учебные программы на английском и других языках. Нужно грамотное представление вуза на портале рейтингового агентства QS, где с нашими образовательными программами и совместными научными проектами могли бы ознакомиться зарубежные эксперты, а также представители вузов и предприятий.
 
Необходимо работать с вузами-партнерами по всему миру: перекрестные ссылки на наших интернет-порталах могут решить очень многое.
 
Выступая в феврале на сессии комитета по космосу ООН, я понял, говорить надо не только о продвижении вуза, но и всего Самарского региона. В 80-е годы мой одногруппник претендовал на должность в одной из нефтегазовых компаний США. HR-сотрудник, увидев его диплом Куйбышевского авиационного института, поинтересовался: "Кто в США может подтвердить ваше образование?". Мой приятель пошутил: "НАСА". И работодатель получил из НАСА ответ: "КуАИ – ведущий вуз в области аэрокосмической техники, готовит высококлассных специалистов, которые после окончания вуза могут работать на любых должностях вплоть до президента фирмы".

 
АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ
 
– Рекрутинг иностранных студентов, привлечение иностранных ученых – это задачи управления международной деятельности и управления по формированию контингента? Или в этой работе есть место и другим подразделениям университета?
 
– В этих подразделениях ведется работа по правовому сопровождению иностранных граждан. Но задача рекрутинга иностранных студентов имеет несколько граней. Мы продолжаем принимать абитуриентов, которых к нам направляет Минобрнауки России по контрольным цифрам приема.
 
Это плановая работа. Помимо этого, представители всех университетских подразделений вместе с сотрудниками управления международной деятельности и управления по формированию контингента участвуют в международных выставках и прочих образовательных форумах. Такая деятельность приносит серьезные плоды. В университет пришла благодарность от министра образования Таджикистана, в которой отмечен наш профориентационный тур по городам этой страны.
 
Мы можем использовать и другие трибуны. В ООН к нашему вузу проявили интерес около двадцати стран. Но должна последовать плановая работа уже на уровне кафедр, факультетов, лабораторий. Должны быть гибкие программы, концентрированные курсы по переподготовке. Нам надо быть готовыми ответить на запрос, скажем, из Мексики: "Есть центр приема информации со спутников, научите с ним работать". Для такой переподготовки не нужно тратить пять лет – надо оперативно подготовить краткий учебный курс, часть которого могла бы проходить в дистанционном режиме.
 
Нам нужно научиться напрямую работать с разными организациями за рубежом, напрямую с вузами, торговыми представительствами. Только силами ректората, центра рекрутинга или управления международной деятельности этого сделать не получится. А как? У нас ежегодно за рубеж выезжают более двухсот человек на разные форумы, стажировки, конференции. Каждый из  них, помимо участия в подобных мероприятиях, может взять на себя миссию продвижения университета в вузах и даже в школах. Этот шанс мы пока используем очень редко. На конференциях и форумах необходимо также устанавливать контакты, по которым к нам приедут молодые люди на учебу, стажировку, появятся предложения по совместным научным и образовательным проектам.
 
Здесь важно подхватить инициативу на всех уровнях: соглашение, заключенное на уровне ректората, должно быть подхвачено энтузиастами в лабораториях и на кафедрах. Как только у кафедры начинается сотрудничество, то появляются и подготовка PhD, и программы двойных дипломов. В Самарском университете более сотни кафедр. Сколько из них сотрудничают с иностранными партнерами? Мы всего на 10% используем потенциал международных договоренностей, которые на высшем уровне вроде бы достигнуты, но не реализованы в профессиональной среде.
 
Другой источник рекрутинга – студенты и выпускники. У нас учатся около 700 иностранных студентов, география – 56 стран. Если каждый из них станет нашим агентом влияния в своей стране, в школах, которые они оканчивали, это даст нам колоссальный приток талантливых абитуриентов, уверенных в том, что образование, полученное в Самаре, поможет им построить успешную карьеру в Великобритании, или Канаде, или в своей стране.
Создавая комфортную англоязычную среду, в то же время нельзя недооценивать потенциал существующих русскоязычных программ. С одной стороны, мы можем без особых языковых сложностей готовить студентов из ближнего зарубежья. С другой стороны, готовя иностранных студентов на русском языке, мы воспитываем проводников нашего менталитета за рубежом.

 
ЗДОРОВЫЕ АМБИЦИИ
 
– По каким принципам происходит подбор иностранных научных сотрудников для преподавания и проведения научных исследований в Самарском университете?
 
– Стараемся приглашать тех ученых, у которых научные школы, налажены связи в научном мире. Такие люди вносят вклад в подготовку специалистов, в развитие кафедры, в формирование международных связей той или иной лаборатории. И ученые Самарского университета оказываются вовлеченными в международные проекты, которые можно трансформировать в длительные исследования. Нам нужны профессора-хэдлайнеры, которые несут определенную научную культуру, научный багаж. Ученые, за которыми потянутся сотрудники университетских кафедр.
 
– Насколько университет готов в сжатые сроки создавать учебные курсы под конкретные запросы?
 
– Вуз готов, но надо учитывать экономические реалии. Подготовка в магистратуре выгодна, когда на одном направлении учатся минимум 12 человек, в бакалавриате – минимум 25 человек. Иногда мы идем на издержки, чтобы развить то или иное направление подготовки. Приведу пример. Нас просят подготовить для самарской фабрики "Россия" двух-трех специалистов по робототехническим комплексам. И мы идем на это, потому что знаем: по всему миру на заводах компании Nestle, которой принадлежит "Россия", требуется сотня таких специалистов. Образовательную траекторию университет обеспечить может. Но должны появиться энтузиасты, которые возьмут на себя подготовку соответствующих учебных программ, понимая, что от этого старта пойдет рост целого направления.
 
– Есть научные направления, которые, на первый взгляд, географически локализованы в нашем регионе. Как им налаживать международные связи?
 
– Если вы имеете в виду историков, биологов, филологов, то тут ответ один: надо смотреть на проблематику своих исследований шире. У биологов, например, есть очень хороший шанс выйти на мировой уровень. Это ботанический сад. Университет готов отправить сотрудников ботсада в командировку в любой ботанический сад мира. Поезжайте изучайте опыт, привезите идеи, а мы поможем их воплотить!