федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Главный вывод приёмной кампании – необходимо учитывать спрос

Главный вывод приёмной кампании – необходимо учитывать спрос

Самарский университет

Считает проректор по учебной работе Валерий Матвеев

Интервью бортжурнал Полет (газета) Матвеев Валерий Приемная кампания 2016
28.10.2016 1970-01-01
Одно из важнейших условий конкурентоспособности Самарского университета в мировом образовательном пространстве – гибкость при формировании пула учебных программ: дисциплинарную структуру вуза нужно ориентировать на спрос. Существующий и перспективный. Со стороны работодателей и со стороны абитуриентов. 
 
Приемная кампания-2016 проходила с учетом всех специальностей и направлений подготовки двух объединившихся вузов – СГАУ и СамГУ, – рассказывает проректор по учебной работе Валерий Матвеев. – При этом главной задачей было обеспечение высокого качества абитуриентов. Во-первых, в соответствии с Программой повышения конкурентоспособности необходимо было выдержать средний балл поступавших на госбюджетные места очной формы обучения на уровне 73. Во-вторых, так как в показатели мониторинга вузов Минобрнауки входит средний балл поступивших на все формы обучения (и этот показатель учитывается при определении финансирования вуза в 2017 г.), необходимо было обеспечить значение этого среднего балла не ниже 70.
 
 
В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ
 
– Валерий Николаевич, какие статистические показатели приемной кампании-2016 вас удовлетворили, а какие – нет?
 
– Контрольные цифры приема по бакалавриату, специалитету и магистратуре в 2016 году составили 2528 человек (бакалавриат – 1431, специалитет – 326 и магистратура – 771), что почти на 350 мест больше, чем в 2015 году у СГАУ и СамГУ вместе взятых. На эти места было подано более 16500 заявлений от более чем 8700 абитуриентов.
 
По итогам приемной кампании на программы высшего образования на бюджетные и контрактные места приняты 4143 человека и на программы среднего профессионального образования – 357 человек. По программам высшего образования зачислено на программы бакалавриата – 2405, специалитета – 321 и магистратуры – 1417 человек. На места по договорам об оказании платных образовательных услуг в 2016 году зачислено 1685 человек. Это довольно хорошо.
 
– А что касается магистратуры?
 
– На магистерские программы в этом году на очную форму принят 871 человек (771 на госбюджет и 100 на контрактную форму обучения). По договорам об оказании платных образовательных услуг на очно-заочную форму поступило 9, а на заочную форму магистратуры – 537 человек. Таким образом, доля абитуриентов, поступивших в магистратуру, составила около трети от всего приема, что соответствует "дорожной карте" Программы повышения конкурентоспособности нашего университета.
 
– Какие направления подготовки пользовались наибольшим спросом у абитуриентов?
 
– По-прежнему юридические и экономические. Конкурс по первому приоритету на юриспруденцию составил 10,5 человек на место, а на экономику и бизнес-информатику – 22,7 человека на место. Выросло и число желающих поступать на технические направления подготовки. В частности, на сугубо техническую специальность "проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов", где было самое большое количество бюджетных мест, конкурс по первому приоритету составил 2 человека на место, набор завершился в первую волну приема при среднем балле поступивших абитуриентов 73,8.
 
– Если средний балл по ЕГЭ рассматривать как показатель качества абитуриентов, на какие направления подготовки пришли лучшие выпускники школ? 
 
– План по среднему баллу на бюджетные места по университету (73 балла) был выполнен. В числе лидеров среди гуманитарных направлений оказалась филология (94,1), среди информационных направлений – "Информационная безопасность автоматизированных систем" (84), среди экономических направлений – "Бизнес-информатика" (83,2), среди технических направлений – "Автоматизация технологических процессов и производств (мехатроника и робототехника)" (81,3), а среди фундаментальных естественнонаучных направлений – "Фундаментальная и прикладная химия" (79,1).
Надо отметить, что по этим показателям среди технических вузов наш университет находится на втором месте после МГТУ имени Баумана и на восьмом месте среди всех университетов России.
 
– А в разрезе учебных подразделений?
 
– Лидерами по среднему баллу принятых абитуриентов являются юридический факультет (89,2), исторический факультет (86,1), факультет экономики и управления (84,6). Аутсайдеры – инженерно-технологический факультет (64,8), физфак (65,2) и мехмат (68,6). Общий средний балл всех абитуриентов, поступивших в университет на бюджетные места и на контрактной основе, составил 71,4 балла.
 
– Какие направления подготовки пользовались недостаточной популярностью?
 
– "Фундаментальная математика и механика" (выполнение плана КЦП 38,1% и средний балл 78,7), "Механика и математическое моделирование" (55,2% и 68,2), "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" (56,0% и 66,1), "Физика" (66,7% и 65,2), а также "Прикладная механика" (72,0% и 63,6). По-видимому, по этим направлениям целесообразно введение практико-ориентированных профилей.
 
Среди технических направлений не первый год аутсайдером является "Металлургия" (78,0% и 60,8). Здесь нужно подумать о целесообразности набора двух групп (50 человек): возможно, достаточно и одной. Очевидно, необходимо активизировать работу по профориентации, причем как в Самарской области (с учетом потребностей местных предприятий), так и вне нашего региона.
 
ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
 
– Что стоит за статистикой, характеризующей итоги приемной кампании-2016?
 
– Одна из самых важных тенденций – существенное улучшение качественного состава принятых на первый курс. В частности, уже в августе в университет были зачислены 33 победителя или призера заключительного этапа российских олимпиад школьников, из них 16 человек поступили без вступительных испытаний и 17 воспользовались льготой (100 баллов по предмету соответствующего профиля). Каждый четвертый поступавший в университет – медалист (имеет "красный" аттестат или диплом). Более 300 баллов (с учетом дополнительных баллов) имели 9 абитуриентов, более 200 – свыше 3800 человек.
Вторая тенденция – расширение географии приема: число абитуриентов из-за пределов Самарской области составило около 2000, из них принято было более 600 человек. 
В объединенный вуз приехали абитуриенты из 14 стран дальнего зарубежья и 58 регионов РФ (от Калининграда до Камчатки и от Архангельска до Крыма). Число абитуриентов из Татарстана и Пермского края по сравнению с 2015 годом увеличилось втрое. Из Оренбургской и Пензенской областей вдвое. Из Ханты-Мансийского национального округа поступили 63 человека. 
 
Желание учиться в Самарском университете изъявили 344 абитуриента из 32 стран мира. Студентами стали 233 из них. Однако выполнить план по доле иностранных студентов нам так и не удалось (она составила 5% вместо 8%, предусмотренных "дорожной картой" на 2016 год).
 
–  Если итоги приемной кампании рассматривать как индикатор соответствия образовательных продуктов Самарского университета текущему состоянию рынка, на что нужно ориентироваться при формировании пула учебных программ?
 
– На средний балл абитуриентов по ЕГЭ, спрос со стороны предприятий и организаций (скажем, заявку на целевые места), а также на спрос со стороны абитуриентов (например, на такой показатель, как "доля выполнения плана КЦП в предыдущий год"). В нашем университете сейчас действует около 300 программ подготовки специалистов по инженерным, естественнонаучным и социально-гуманитарным направлениям. Правда, все они реализуются на русском языке, а для привлечения студентов из стран дальнего зарубежья необходимы программы на иностранных языках, в частности на английском.
 
Большой интерес у русскоязычных и у иноязычных слушателей вызывают краткосрочные программы дополнительного образования, а также переподготовки и повышения квалификации. Об этом свидетельствует, например, наш пятилетний опыт взаимодействия с екатеринбургским заводом гражданской авиации. 
 
Замечу еще, что в нашем регионе существует устойчивый спрос на получение квалификации преподавателя, а также на повышение квалификации в юридической сфере. Такой ситуацией нам, конечно, надо воспользоваться.
 
– Какую роль в проведении приемной кампании должны играть учебные подразделения вуза? Кто в конечном счете отвечает за прием?
 
– По сложившейся традиции ответственность за прием абитуриентов лежит на деканах факультетов, а теперь – на директорах институтов. Замыкается эта ответственность на ректорате университета. Замечу также, что профориентационную работу мы ведем не только во время приемной кампании, но и в течение всего учебного года. И ключевую роль здесь должны играть специально подготовленные и обученные команды специалистов. 
 
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: СТРУКТУРА И СОСТАВ
 
– Что в ближайшее время нужно сделать для продвижения образовательных услуг Самарского университета? 
 
– Прежде всего, надо четко представлять пять сформировавшихся к настоящему времени целевых групп потребителей этих услуг. Первая группа – школьники, заинтересованные в получении дополнительного довузовского образования. Вторая состоит из поступающих в бакалавриат и специалитет. В третью входят абитуриенты образовательных программ магистратуры, в четвертую – будущие аспиранты. И, наконец, пятая группа состоит из специалистов, заинтересованных в переподготовке и повышении квалификации.
 
– Для каждой из этих групп, наверное, эффективны свои каналы продвижения. А что-то общее у них есть?
 
– Это размещение и систематическое обновление информации в легкодоступных разделах сайта университета, интерактивное общение университетских специализированных структур (call-центра и центра поддержки) со слушателями и абитуриентами в Интернете и социальных сетях, промотуры, образовательные конференции, выставки и ярмарки, а также дни открытых дверей университета и входящих в его состав институтов.
 
– А что касается мероприятий, ориентированных на отдельные целевые группы?
 
– Для первой и второй групп это экскурсии по нашему университету, творческие лаборатории (по типу тех, которые созданы вузом в Международном центре "Артек"), а также российские и международные конкурсы, один из которых Самарский университет организует совместно с фондом "Живая классика" и Артеком.
 
В последнем случае речь идет об отборе школьников от 12 до 16 лет для участия в проекте создания детского космического наноспутника. Этот научно-технический конкурс нацелен на профориентацию и охватывает полтора-два миллиона учащихся школ из 64 регионов России. Первые два этапа пройдут с помощью электронных ресурсов на специально разработанных для этого сайтах Самарского университета и фонда "Живая классика". Третий этап предполагает обучение отобранной группы до 50 детей в стенах нашего университета. Финал конкурса пройдет в Артеке, где школьники – совместно со специалистами университета – соберут несколько наноспутников.
 
– Какова специфика продвижения университета среди будущих магистрантов и аспирантов?
 
– Здесь мы рассчитываем на студенческие олимпиады, конкурсы и соревнования (например, World Skills) по специальностям и направлениям подготовки. А также на долгосрочное сотрудничество с российскими и зарубежными университетами по реализации совместных образовательных программ (в том числе в сетевой форме).
 
Что же касается тех, кто заинтересован в переподготовке и повышении квалификации (пятая целевая группа), свои образовательные услуги мы будем продвигать посредством участия в конкурсах на разработку и реализацию программ переподготовки и повышения квалификации федерального и регионального уровня, а также за счет установления непосредственных контактов с кадровыми службами предприятий, организаций и учреждений.
 
Беседовал Юрий Сахаров