Расписание занятий

7 неделя (нечетная)

Пополнилась коллекция Центра истории авиационных двигателей

В канун нового года в фонд Центра истории авиационных двигателей Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва поступили двигатели, их элементы и агрегаты, а также учебные материалы, включающие наглядные пособия, технические описания, чертежи, планшеты, плакаты и другие документы. Среди последних - плакаты, с которыми генеральный конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов делал доклады на коллегии минавиапрома.
Также коллекцию музея пополнили разрезные макеты уникального редуктора знаменитого турбовинтового двигателя НК-12, установленного на стратегическом бомбардировщике Ту-95, турбовинтовой двигатель НК-4 и другие. Эти двигатели проектировались и изготавливались в 50-е годы прошлого века в Куйбышеве при участии инженеров – выпускников КуАИ.
Центр истории авиационных двигателей является не столько музеем, сколько учебным полигоном для подготовки специалистов в институте двигателей и энергетических установок. С точки зрения учебного процесса, большой ценностью является электрифицированный планшет, отображающий, изготовленную из натурных лопаток и других элементов, проточную часть турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой НК-25. Такой двигатель установлен на бомбардировщике – ракетоносце Ту-22М3.
Инженеры ЦИАД Борис Шмаков, Евгений Никулин и лаборант Илья Лейковский проявили инженерную сметку, творческий подход к делу и находчивость при демонтаже двигателей, потребовавшего частичную их разборку, и транспортировке в ангары ЦИАДа. Они изготовили специальные приспособления, оснастку и инструмент, позволившие не только разобрать двигатели на транспортабельные модули, но и осуществить сложный комплекс работ по перемещению этих модулей.
В процессе транспортировки новых экспонатов приняли активное участие и студенты Виталий Гальцев, Дмитрий Рукавишников, Рафис Ханиев, Роман Гапеенко, Курбан Демиров, Максим Митин, Андрей Мальцев, Сергей Неижмаков. Они помогали разбирать двигатели, сортировали документацию, упаковывали материалы.
"Как известно, одним из принципов обучения будущих инженеров в нашем университете, является привлечение их к практической работе с реальными машинами. Поэтому в ходе работ по транспортировке новых экспонатов студенты познакомились с конструкцией двигателей и их элементов", - отметил директор ЦИАД профессор Владимир Зрелов.
Сейчас сотрудники ЦИАД приступили к следующему этапу – ремонту, реставрации, проектированию и изготовлению подставок, сборке и покраске макетов. В дальнейшем они займутся реставрацией и переводом в электронный вид документации, включающей технические описания, чертежи, плакаты и другие материалы.
"Полученные материалы помогут студентам лучше представить, как осуществлялось проектирование газотурбинных двигателей в одном из ведущих конструкторских бюро СССР", - уверен Владимир Зрелов.
Все эти материалы были переданы ЦИАД в связи с реорганизацией кафедры общеинженерной подготовки института двигателей и энергоустановок (бывшее вечернее отделение №2).
Для справки
В Центре истории авиационных двигателей собраны все типы воздушно-реактивных авиадвигателей (ТРД, ТРДД, ТВД, ТРДДФ, ТВВД, ТВаД, ПВРД), а также вспомогательные и наземные силовые установки, их чертежи, технические описания и другая документация. Это крупнейшая в мире коллекция советских, российских газотурбинных двигателей, где сконцентрирована реализованная в металле передовая инженерная мысль. Она является свидетельством выдающихся достижений России в аэрокосмическом двигателестроении. Здесь представлены разработки всех отечественных моторных конструкторских бюро.
В настоящее время коллекция насчитывает почти сто единиц хранения: авиационные, ракетные и поршневые двигатели.
Среди ракетных раритетов: двигатель ракеты-носителя "Восток" РД-107. Он обеспечивал первый полет человека в космос, двигатель "лунной" ракеты Н1 НК-33 – лучший в мире жидкостный ракетный двигатель.
ЦИАД занимается исследованиями истории создания, закономерностей развития и эксплуатации авиационных ГТД; оценкой деятельности авиамоторных конструкторских бюро; анализом методов проектирования и проектирование новых ГТД.