Расписание занятий

12 неделя (четная)

В реактивную эру - на "МиГ-15", в открытый космос - вместе с Леоновым

12 и 13 апреля из аудиторий, в которых занимаются иностранные слушатели подготовительного факультета, слышался рокот авиационных и ракетных двигателей и переговоры экипажей с Землей – у будущих студентов инженерных факультетов проходили киноуроки. Одни группы с интересом следили за перипетиями полета "Восхода-2", показанного в художественном фильме "Время первых", другие смотрели документальный фильм "Истребители. Реактивная эра".
На киноуроке по научному стилю речи студенты подфака разбирают текст фильма о развитии реактивной авиации в 40-50-е годы прошлого века. Несколько строчек дикторского текста, разъяснение авиационных терминов: "силовая установка", "реактивный двигатель", "стреловидное крыло" — и вот уже на экране все эти понятия визуализированы: объясняется принцип реактивного движения, показано стреловидное крыло "МиГ-15″, испытания реактивного самолета "Би-1″.
"За полтора часа учебной пары, — говорит доктор филологических наук Евгений Стефанский, — мы просмотрели и разобрали всего 10 экранных минут фильма — настолько он насыщен новой терминологией. Но это себя оправдывает. Уже в конце мая на зачете ребятам предстоит на слух понять и записать научно-популярную лекцию об авиации, а потом рассказать ее основное содержание. Поэтому умение воспринимать технический текст на слух формируется именно на таких уроках".
"Сегодняшние киноуроки, — говорит преподаватель русского языка кандидат педагогических наук Алла Стефанская, — это отнюдь не мероприятие "к дате". Мы прекрасно понимаем, что 1 сентября, когда наши ребята начнут слушать лекции и общаться с русскими студентами, их ждет не адаптированный русский язык стандартного учебника для подфака, а русский язык во всем его многообразии: разговорная речь однокурсников, лекции преподавателей, изобилующие специальными терминами, самостоятельная работа с учебниками и научной литературой. И киноурок — это наиболее эффективный метод подготовки иностранного слушателя к восприятию аутентичного текста".
Наблюдая за событиями на экране, студенты периодически заглядывают в испещренные многочисленными пометками листы, на которых представлен полный текст диалогов фильма, и иногда, на долю секунды опережая актера, "подсказывают" ему реплику. Текст фильма они детально разбирали на занятиях в течение нескольких недель.
"Если без всякой подготовки включить ребятам фильм, они мало что поймут, — говорит преподаватель Оксана Ярун. — Поэтому собственно просмотру предшествовали 3 недели серьезной работы с текстом фильма, который мы полностью "расшифровали" на бумаге. Чтобы киноуроки были эффективными, у студентов должна быть полноценная текстовая опора. На ее основе мы изучали технические термины, обороты разговорной речи, разбирались с историческими событиями и деятелями. Кстати, еще зимой мы посмотрели небольшой фрагмент о выходе Алексея Леонова в открытый космос из фильма "Главный". Так что ребята знают обо всех нештатных ситуациях, произошедших во время этого полета, очень подробно".
Небольшой перерыв — и аудитория из кинозала превращается в площадку для брейн-ринга. Разбившись на три "экипажа", студенты задают друг другу довольно сложные вопросы как по содержанию фильма, так и по технической стороне полета "Восхода 2".
Бурную дискуссию вызывает вопрос о том, почему Гагарин летал в оранжевом скафандре, а Леонов и Беляев — в белых. И здесь все точки над i расставляет будущий аспирант института двигателей из Китая Лю Хонши. Оказывается, белый скафандр идеально отражает солнечные лучи, что защищает космонавта в открытом космосе от перегрева на солнце.
А вот и другой конкурс. Ребята пробуют переозвучить один из диалогов главных героев. Успеть за темпом речи Константина Хабенского и Евгения Миронова иностранцам очень непросто, но со второй-третьей попытки ребятам это уже почти удается. Герои космоса говорят голосами Эвариста Соу из Кот д’Ивуара и Карлоса Валадареса из Гватемалы, Эсоно Сантьяго из Экваториальной Гвинеи и Люонг Куанг Аня из Вьетнама.
Кстати, с таким же удовольствием будущие инженеры готовы рассуждать и о художественных достоинствах фильма, и о его общечеловеческой идее. Ведь это фильм не только о покорении космоса, но и о настоящей дружбе и ценности человеческой жизни, которые, как известно, границ не имеют.