Виталий Лехциер - поэт, эссеист, доктор философских наук, профессор, автор ряда монографий и книг стихов «Обратное плавание» (Самара, 1995), «Книга просьб, жалоб и предложений» (Москва, 2002), «Побочные действия» (Москва, 2009), соредактор электронного вестника современного искусства «Цирк Олимп+TV».
Творчество Виталия интересно тем, что, признавая серость и обыденность своей жизни, он увидел поэзию в повседневной суете, почувствовал ритм в частных объявлениях, оживил заезженные обороты и штампы. Его стихи похожи на ворох разрезанных и брошенных веером на стол фраз, с которыми мы сталкиваемся ежедневно («Уберите машину: она мешает чистить снег!»). Но, благодаря автору этот отрывочный материал оказывается слепком реальности, очень чётким и всем понятным. Из его цикла «Доска объявлений» можно почувствовать ритм жизни целой страны ("Вывозим мусор. Самара". - "Тамада. Псков"), а из цикла «Приглашение в Виндовер» - отличный путеводитель по Англии.
«Если мои первые стихи писались под влиянием Серебряного века и его поэтики прекрасной ясности, - говорил гость. - То сейчас я понял: о нашем времени надо говорить другим языком. И в какой-то момент пришёл к терцине (трёхстишие) как наиболее близкой к разговорной речи форме, не такой идеальной как традиционное четырёхстишие».
![](http://www.ssau.ru/files/editions/polet/foto/lehcier_1.jpg)
![](http://www.ssau.ru/files/editions/polet/foto/lehcier_2.jpg)
За время встречи прозвучало пять определений поэзии.
Итак:
- Поэзия — это другой режим сознания.
- Поэзия — это борьба с инерцией первого слова.
- Поэзия — это попытка удержать событие.
- Поэзия — это приватизация собственного я. А лирическая поэзия — обострённое чувство собственного существования.
- Поэзия (искусство) — единственная форма искренности, которая только может быть в тотально неискреннем мире.
![](http://www.ssau.ru/files/editions/polet/foto/lehcier_3.jpg)
![](http://www.ssau.ru/files/editions/polet/foto/lehcier_4.jpg)
Решился Виталий Лехциер и на прогнозы: «В «нулевые» изменились условия высказывания. Мы наблюдаем перепроизводство поэзии. Это во-первых. Во-вторых, литература перестала быть «гуттенберговским» занятием. Книжное, бумажное слово сегодня беспомощно, у него нет аудиенции с читателем. Поэтому последний тренд (и он, скорее всего, сохранится) — сращение поэзии и других форм предъявления содержания — перфомансы, медийность. Уже сейчас появляются фестивали визуальной поэзии». Ярким примером влияния поэзии в её медийном варианте — проект «ГражданинПоэт». Если раньше поэты собирали стадионы, сейчас их аудиторию формируют социальные сети и Youtube. По мнению Виталия Лехциера этот проект, возникший случайно, оказал немалое влияние на сознание, в том числе сыграл свою роль и в митингах, прокатившихся по стране после декабрьских выборов. «Проект Быкова и Ефремова реабилитировал поэзию в общественном сознании».
В заключении гость посоветовал студентам, желающим научиться писать и понимать стихи, читать самих поэтов: Осипа Мандельштамма «Разговор о Данте» и Гумилёва «Анатомия стихосложения».
Благодарим творческую лабораторию и её руководителя Елену Богатырёву за организацию этой встречи.
Елена Памурзина, фото автора