Научно-практический семинар, посвящённый основам мультидисциплинарной научной коммуникации и редактирования, прошедший в СГАУ, собрал научную общественность самарских вузов: более 150 зарегистрированных участников. О премудростях международной публикационной активности и индексах цитируемости рассказал Армен Юрьевич Гаспарян, член Президиума Европейской ассоциации научных редакторов (EASE); главный редактор журнала European Science Editing, ассоциированный профессор Департамента исследований и разработок учебного центра Университета Бирмингема (Дадли, Великобритания), член Российского экспертного совета (РЭС). О некоторых моментах этой новой для многих отечественных учёных деятельности Армен Юрьевич рассказал газете «Полёт».
Автора надо воспитывать с первого курса
- Проблемы с публикационной активностью в первую очередь связаны с тем, что обучение авторов в сфере научной методологии, коммуникации и публикаций на всем русскоязычном пространстве крайне слабое. Надеюсь, что создаваемый в СГАУ Центр научнo-коммуникативных навыков сможет повысить качество публикаций и их цитируемость. Если говорить о международной практике, то подготовка автора начинается с первого года обучения в университете.
- Чему учат студентов в Европе в первую очередь?
- В библиотеке Оксфорда висит памятка: за плагиат, реферативную работу, включающую в себя копирование из разных источников, студенты могут быть исключены из вуза. Студенту необходимо продемонстрировать свой вклад даже в реферативной работе.
Я придерживаюсь той позиции, что студенты в первую очередь должны обучаться этическим принципам научного исследования: не воровать, не копировать учебники и журналы, не заниматься плагиатом! Систематический поиск по библиографическим базам данных помогает избежать изобретений велосипеда и ненужныx псевдонаучных исследований. Такой поиск выявляет новые научные направления, которые цитируются и находятся в центре внимания мировой общественности.
- Чтобы не воровать, нужно хорошо ориентироваться в исследованиях других учёных. Как справляться с валом статей, хранящихся в мировых базах данных?
- Центр научнo-коммуникативных навыков как раз и возьмёт на себя задачу обучить ваших авторов умению ориентироваться в библиографических базах данных. Определитесь, что вас интересует. Диссертанты, c помощью «ключевых слов» выделите 300-400 источников и работайте с ними систематически. Осваивайте академический английский язык и регулярно читайте журналы на этом языке. Я рад, что в ваш вуз подписан на многие престижные журналы. Я видел в вашей библиотеке The Economist, Science, Nature…
- Человек только начинает свою научную деятельность и боится отказа, не готов работать с такими серьёзными журналами, что ему делать?
- Публикуйтесь в вузовских, «домашних» журналах. Но не забывайте про рецензирование. Это обязательный элемент коммуникации и представления на суд мировой научной общественности трудов молодых специалистов. Причём рецензентами могут выступать также студенты. Предлагаю редакциям вузовских журналов обращать особое внимание на молодёжные научные работы: это наиболее краткий путь для студента научиться искусству публикации.
- На своём семинаре вы говорили о том, как опасно экономить на публикациях. Но стоимость очень высока. Как молодому учёному справиться с этим?
- В первую очередь надо рассматривать внутренние ресурсы, а также российские журналы, где не требуется плата за рассмотрение и публикации. Мы живем в эру оцифровывания, поэтому любая работа, опубликованная даже в бесплатном «домашнем» журнале, может стать хорошо видимой, если её разместить на цифровых порталах и в вузовских репозиториях. Не нужно стремиться сразу публиковаться в высокооплачиваемых журналах.
- Как обращаться с грантами на научные исследования? Может быть, в заявку сразу закладывать стоимость публикации?
- На Западе грантовые фонды требуют, чтобы авторы расписали, какая сумма им нужна для опубликования и архивирования для большей видимости полученных результатов. Определённая сумма закладывается на открытие доступа к статьям, причём речь идёт о всей статье, а не библиографических данных или тезисах. Учёные всего мира стремятся разместить свои статьи в ряде престижных архивах открытого доступа, таких как PubMed Central, arXiv, BioaRxiv.
Отмечу, что сейчас есть журналы бриллиантового открытого доступа, где ни авторы, ни читатели ничего не платят, но их работы публикуются и архивируются за счет средств академических институтов и издателей..
Есть и другой путь. Вузы выделяют своим авторам средства на открытие доступа к статье, если она представляет особую значимость.
Действуют также специальные бесплатные порталы, на которых можно разместить сведения о своих научных публикациях, презентациях, рецензировании и другой академической деятельности. Так, платформы ResearchGate, Open Researcher and Contributor ID (ORСID) способствуют научному общению и обмену информации в глобальном масштабе. Имея свой профиль на этих платформах, вы даёте возможность международной научной общественности оценивать ваши работы и прослеживать публикационную активность.
- Что такое репозитории и зачем они нужны вузам?
- Репозиторий повышает видимость и рейтинг вуза. Это - архив открытого доступа, в котором хранятся все статьи специалистов вуза, опубликованные в цитируемых журналах. Таким образом, повышается видимость этих публикаций. Скажем, работа вашего сотрудника опубликована в подписном журнале издательства «Springer», но вы с разрешения издателя, открываете доступ к ней, выкладывая статью в репозитории. Теперь к ней есть доступ и у сотрудников университета, и у учёных других стран, особенно тех, кто не подписан на конкретный журнал издательства.
Публикуйтесь или умрите!
- Ваши молодые учёные должны заниматься наукой. Слоган многих академических центров нашего времени «Publish or Perish». Но публиковать формально, ради галочки в условиях международной конкуренции - это краткосрочный и тупиковый путь! Если есть качественный первичный материал, его нужно грамотно обработать и опубликовать в соответствующем по приоритету научном журнале. Фактически, публикации являются жизненным продуктом академика и учёного, которых приметят и будут приглашать на рецензирование и редактирование.
Но нужно знать, где публиковаться. Хочу, чтобы ваши студенты и молодые преподаватели научились ранжировать журналы по своей специальности. И старались бы публиковаться в журналах с высоким импакт-индикатором. Ранг научных журналов ежегодно пересматривается в Journal Citation Reports® (Thomson Reuters) и SCImago Journal & Country Rank.
Остерегайтесь «журналов-паразитов»! Такие журналы наобещают «золотые горы», без рецензирования выставят вашу статью на своих порталах. И тут выяснится, что статья содержит элементы плагиата, неправильную обработку статистического материала… Если же работа хорошая, автор теряет от такой публикации свой рейтинг, так как статья не попадёт ни в одну из цитируемых баз данных, о ней никто не узнает. Да и журнал этот и весь его архив в любой момент может исчезнуть.
Публиковаться надо в хороших, традиционных журналах, которые работают не одно десятилетие и индексируются базами данных Scopus, Web of Science и специализированными платформами и каталогами. Престиж у них высокий. Рад, что один из самарских журналов - «Компьютерная оптика» - уже индексируется базой данных Scopus и занимает передовые позиции в системе ранжирования журналов. Теперь нужно поднять на эту высоту и другие журналы как СГАУ, так и всего Поволжья. Нужно объединять усилия всех вузов региона.
- Можно ли увеличить публикационную активность, если размещать свою статью в разных журналах?
- Одну и ту же статью? Это нецелесообразно и даже неэтично. Публикуйте разные статьи. Не стоит подавать статью одновременно в разные журналы. Ждите ответа от одного журнала. Если ответ отрицательный, только тогда отсылайте статью в другой журнал.
- Как быстро приходит ответ от журнала?
- Многие журналы быстро выдать ответ не могут. Потому что процесс рецензирования длится как минимум 21 день (первый раунд).
Осторожно перевод!
- Есть ли русскоязычные журналы в международных базах данных?
- Рекомендую всем неанглоязычным специалистам в первую очередь пользоваться библиографической базой данных Scopus. Это служба голландской системы, в ней очень много русскоязычных периодических изданий. Скажем, официальная политика другого игрока этого рынка - Thomson Reuters - в первую очередь поддерживать англоязычные журналы Америки, Англии, Австралии.
- Может быть, нашим учёным надо размещать статьи не только на русском языке, но и на английском?
- Публикуйтесь на русском языке! Часто российские журналы начинают выходить и на английском, но получается «переводной английский», который пользователи не понимают. И такая статья - опять же пустая трата времени: она нечитабельна. Цитат на неё не будет. Переводчики должны быть носителями английского языка, или же статья сразу должна писаться на английском. Нужно также смотреть: подходит ли эта статья для топовых журналов с высокими импакт-факторами? Если да, то переводить надо и посылать в такие журналы, как Nature, Nature Nanotechnologies, Nature Communication, Science. Если это статья, в которой нет особой инновационной составляющей, либо она интересна только в России, на местном уровне, её надо подавать в российские журналы.
- У вуза стоит задача, выйти на международный уровень... Могут ли публикации в русскоязычных журналах повлиять на международный индекс цитируемости?
- Для того, чтобы повлиять на международную науку, россияне должны сотрудничать с зарубежными специалистами. Не обязательно из Америки и Англии. И публиковать на английском языке в сотрудничестве с экспертами, которые владеют английским языком.
- Каким должен быть опыт такого сотрудничества? Насколько такие публикации будут эффективными?
- Ваши коллеги в другой стране знают, какие журналы подходят по теме, какие журналы более лояльны к авторам из неанглоязычной среды, или у них есть свои контакты с редакторами. Очень часто я вижу, что есть сложности с пониманием соавторства среди российских коллег. Вам нужно изложить свою идею. Не обязательно писать текст полностью на английском языке. У вас есть очень большой научный потенциал, наработки, вы ими делитесь со своими коллегами, в результате появляется совместная научная статья.
- А как же здесь обстоит дело с авторством?
- На семинаре я представил четыре критерия авторства: тот, кто подаёт идею, пересматривает научную работу, подписывает её в печать и берёт на себя ответственность за целостность и научную ценность работы, может претендовать на авторство. Под каждым из этих критериев должны подписываться российские соавторы. Только в этом случае можно писать и публиковать статьи в соавторстве.
Кто оценит качество публикаций?
- Что вы подразумеваете под качеством научной публикации?
- Качество научных публикаций зачастую оценивается искажённо. Считают, что если работа имеет высокий рейтинг цитируемости, то она должна быть качественной. Однако многие работы российских авторов не попадают в международные рейтинги из-за языкового барьера, но это же не значит, что они плохого качества! Полностью ссылаться на цитируемость работы как показатель качества нельзя.
На Западе сейчас задумались над тем, кто, как и что именно цитирует. Цитируемость должна быть релевантной. Нельзя включать ссылки на работы своих коллег только для того, чтобы повысить рейтинг вуза. Это может привести к тому, что журналы, уже входящие в Scopus, могут покинуть его стройные ряды из-за неэтичного цитирования.
Качество своих работ вы должны оценивать самостоятельно. Вы знаете, кто у вас в регионе является крупными специалистами в той или иной отрасли, вы их читаете и оцениваете.
- Журналы, прежде чем печатать статью, проверяют её на плагиат, неэтичное цитирование?
- Наличие плагиата сводит к нулю качество статьи. И конечно, редакторы оценивают статью с этой точки зрения в первую очередь. Но здесь первую скрипку играют рецензенты. Они должны внимательно читать рукописи, отмечать объективные моменты. Редактор делает своё заключение о публикации статьи на основании мнений, по крайней мере, двух экспертов-рецензентов. Если их мнения разнятся, нужно пригласить третьего. Опять-таки, нельзя ссылаться на мнение только «домашних» рецензентов. Я знаю, что многие российские вузы не расширяют рамки рецензирования, испытывают сложности в приглашении международных экспертов. Ищите пути: пригласите в качестве эксперта русскоязычных специалистов из других стран.
- То есть автор должен за исследованиями в отрасли, проводить собственные исследования, следить за плагиатом, за этической составляющей, и относиться к своему тексту очень внимательно с точки зрения ключевых слов, соблюдая при этом многочисленные формальности в оформлении статьи…
- Да! Исследователь должен стать автором, отточить навыки научной коммуникации, включиться в процесс рецензирования только после этого нацелиться на редактирование. Если исключить хотя бы одно звено из этой цепочки, целостность научного процесса нарушается. Автор должен быть и рецензентом, и редактором.
В России целая армия научных авторов!
- В России создаётся ассоциация научных редакторов и издателей. Чем она будет заниматься? Насколько материалы, которые пройдут через эту ассоциацию, будут котироваться за рубежом?
- В Европе действует Европейская ассоциация научных редакторов (EASE). Я являюсь членом её президиума. За последние четыре года мне удалось ввести в её ряды множество специалистов из всего мира и всего лишь несколько коллег из России. Российская (Евразийская) региональная ассоциация научных редакторов и издателей объединит усилия всех русскоязычных авторов, рецензентов, редакторов, чтобы они боролись с плагиатом, неэтичными публикациями, чтобы решали вопросы продвижения научных журналов на международном уровне.
В России имеется самая большая база научных редакторов. В EASE - около 400 членов из 50 стран. А у вас в рамках только одного семинара в Самаре участников собралось свыше 150! И такие семинары в России проходят чуть ли не ежемесячно, а в Европе – 2-3 раза в год. По моим приблизительным подсчётам, в России уже действуют более двух тысяч научных редакторов и издателей.
Конечно, есть рекомендации EASE для оформления научных статей, они переведены и применимы для авторов широкого профессионального профиля. Но я не рекомендую переводить англоязычные пособия и алгоритмы для русскоязычных авторов, рецензентов и редакторов. «Что немцу хорошо, то русскому - смерть». Вы должны потратить время, финансирование на создание собственных научно-методических ресурсов. Очень хочу, чтобы вы создавали свои научные материалы, не переводили статьи зарубежных авторов: у вас свои проблемы, свои пути их решения. Вам нужны оригинальные источники.
Беседовала Елена Памурзина