Самарский национальный исследовательский университет приступает к масштабной реорганизации. В рамках преобразований уже сформирован социально-гуманитарный институт, запущен процесс создания института экономики и управления, ведутся активные разговоры о реформировании других факультетов. Чего еще ждать преподавателям и студентам, как в дальнейшем будет осуществляться учебная работа и какие перспективы научных исследований открывает реорганизация?
Одной из главных целей преобразования является совершенствование структуры университета, которая значительно расширилась после объединения СГАУ и СамГУ. Управлять ей достаточно сложно – создание институтов позволяет оптимизировать процесс. Главное – учесть особенности реорганизуемых подразделений.
Социально-гуманитарный институт, который функционирует с 15 апреля, объединил в своем составе исторический, филологический, психологический, социологический факультеты, ряд кафедр и лабораторий. В составе института сформирована дирекция, продолжают работу деканаты факультетов, которые координируют учебный процесс. Институт экономики и управления создается принципиально другим путём, на базе факультетов государственного управления, экономики и управления, которые будут ликвидированы с 1 июля.
"Кафедры родственные, больше того – часть направлений на факультете государственного управления и факультете экономики и управления пересекаются, и поэтому, с нашей точки зрения, интеграция этих двух факультетов в институт пройдет наиболее безболезненно и бесконфликтно", – отмечает проректор по учебной работе Валерий Матвеев.
Помимо двух новых институтов, в составе Самарского университета действуют еще четыре: авиационной техники, двигателей и энергетических установок, ракетно-космической техники, электроники и приборостроения. В перспективе ожидается реорганизация большинства оставшихся факультетов. Ранее уже поднимался вопрос о создании юридического института: базовый факультет имеет стабильный контингент студентов, постоянный доход от платных образовательных услуг и мог бы хорошо зарабатывать на юридических услугах, например, в рамках уже существующей клиники.
В ближайшее время на учёном совете будет обсуждаться вопрос о создании института математики и информатики и института естественных наук.
Другой целью создания институтов является интеграция научной и образовательной деятельности. "Преподаватели должны не только учить, но и встраиваться в систему хозяйственных договоров, брать на себя научную нагрузку", – отмечает и.о. директора социально-гуманитарного института Виктор Кузнецов. В возглавляемой им структуре за учебную деятельность отвечают деканаты, а дирекция института занимается подготовкой документов для участия в конкурсных процедурах.
Структурная реорганизация открывает новые возможности перед коллективом университета. В частности, сейчас формируются стратегические академические единицы, и представители направлений, не попавших в САЕ, получают шанс органично войти в состав одной из утвержденных САЕ и получить дополнительное финансирование.
Валерий Матвеев, проректор по учебной работе:
Валерий Матвеев, проректор по учебной работе:
- В структуре университета мы уходим от факультетов и формируем институты. Институты отличаются большей самостоятельностью в образовательной, научно-исследовательской деятельности, берут на себя часть хозяйственных обязательств. Но основное отличие института, на мой взгляд, в том, что происходит интеграция учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Это тот формат, в рамках которого есть возможность реализовать принцип "образование через науку".
На уровне международного сообщества наш вуз идентифицируется, прежде всего, в аэрокосмической области. Поэтому на заседании наблюдательного совета отмечалось, что целесообразно было бы деятельность всего университета, в том числе и кафедр гуманитарного направления, в какой-то степени сориентировать на аэрокосмическую область. Я считаю, например, что у представителей социально-гуманитарного института есть возможность создания образовательных программ совместно с инженерными факультетами и институтами. В частности, уже сегодня на юридическом факультете прорабатывается совместная программа с институтом авиационной техники по специальности "правовое обеспечение национальной безопасности" по специализации с условным пока названием "безопасность на воздушном транспорте". Широкое поле деятельности имеют биологи. Отдельные их задачи решаются в условиях космических полётов, в частности, на аппаратах "БИОН", которые создаются в РКЦ "Прогресс". Здесь есть общее поле для научной деятельности, и здесь мы могли бы развернуться. У учёных-биологов появились бы дополнительные сферы деятельности, увеличился объём финансирования их научных исследований. Кроме того, с моей точки зрения, по нашим техническим специальностям сейчас появилась уникальная возможность усилить фундаментальную составляющую инженерной подготовки.
Виктор Кузнецов, проректор по социально-гуманитарному направлению, и.о. директора социально-гуманитарного института:
- Главная причина создания социально-гуманитарного института заключается в том, что в структуре национального исследовательского университета необходимо изменить приоритеты, стоящие перед гуманитарным направлением. Учебный процесс, которому раньше уделялось преимущественное внимание, должен быть интегрирован в научную и проектную деятельность. Сейчас ситуация оставляет желать лучшего: например, общий объем НИОКР гуманитарных факультетов за 2015 г. составляет около 6-7 млн руб., из которых них 60% дает археологическая лаборатория. То есть гуманитарное направление университета практически не участвует в конкурсах, хотя ежегодно правительством Самарской области разыгрывается около 30-40 млн руб. на проведение различных экспертиз, разработку законопроектов – и это только региональный уровень.
Новая административная структура призвана решить эту проблему. Институт будет заниматься подготовкой документов для участия в конкурсных процедурах, а кадровой базой станут преподаватели и студенты наших факультетов. У директора института будут два заместителя: по учебно-методической работе, по научной и проектной работе. При этом научно-исследовательская деятельность социально-гуманитарного института должна развиваться в двух направлениях. С одной стороны – сосредоточиться на общественных процессах и работать по заказам госструктур и частного бизнеса, с другой – трансформироваться в сторону междисциплинарного подхода.
Новая административная структура призвана решить эту проблему. Институт будет заниматься подготовкой документов для участия в конкурсных процедурах, а кадровой базой станут преподаватели и студенты наших факультетов. У директора института будут два заместителя: по учебно-методической работе, по научной и проектной работе. При этом научно-исследовательская деятельность социально-гуманитарного института должна развиваться в двух направлениях. С одной стороны – сосредоточиться на общественных процессах и работать по заказам госструктур и частного бизнеса, с другой – трансформироваться в сторону междисциплинарного подхода.
Анна Безрукова, декан филологического факультета:
- Создание социально-гуманитарного института – это абсолютно рациональный шаг, поддержанный коллективом нашего факультета. В объединённом университете гуманитарное образование должно было как-то обозначить себя. В условиях консолидации факультетов появляются возможности для более тесного взаимодействия в учебной работе, интеграции образовательных программ. Объединение в составе института, как представляется, должно сказаться положительно и на развитии научно-исследовательской деятельности. Вместе мы сможем принимать участие в конкурсах и грантах регионального и федерального уровней и тем самым работать на увеличение объемов финансирования гуманитарных исследований, которые сейчас ниже по сравнению с техническими. Конечно, нельзя ожидать, что наши финансовые показатели сравняются хотябы в силу серьезных различий в объемах разыгрываемых грантов для разных научных направлений.
Важность исследований в гуманитарной области не для всех очевидна – технические науки нацелены на достижение материальных результатов, гуманитарные же формируют мировоззрение и потому не менее значимы. Что касается дальнейших перспектив факультета, то в рамках реализации "дорожной карты" филологи могут заявить о себе по нескольким линиям: обучение русскому языку как иностранному, обучение научно-педагогических работников вуза иностранным языкам, развитие международного сотрудничества, разработка новых магистерских программ, в том числе на иностранных языках, программ двойных дипломов и так далее.