В жизнедеятельности научно-образовательного сообщества летние каникулы – особое время для тех, кто стремится к саморазвитию и готов для этого погрузиться в специфическую социальную среду. Речь идет о летних школах – популярной в университетской среде разновидности лагеря, где активные занятия той или иной областью знаний органически и неформально сочетаются с различными формами совместного досуга.
По оценке проректора Самарского университета по образовательной и международной деятельности Владимира Богатырева и руководителя управления международной деятельности Сергея Тица, накопленный опыт проведения летних школ сегодня уже позволяет сделать определенные выводы и рекомендации, обращенные прежде всего к устроителям подобных мероприятий – университетским кафедрам и деканатам.
Узнать, чтобы вернуться самому и привезти друзей
Отвечая на наш вопрос о наиболее важных задачах, которые решает университет, организуя летние школы, Владимир Богатырев выделил три аспекта: "Прежде всего, нам важно заявить о себе как о вузе, значимом в мировом научно-образовательном пространстве. И мы рассчитываем на то, что студенты и преподаватели, приехавшие на наши летние школы из разных стран, по возвращении расскажут обо всех достоинствах Самарского университета. Вторая цель – распространение участниками летних школ информации о наших образовательных программах в своей среде – с тем чтобы увеличить приток студентов из-за рубежа. При этом ставка делается на маркетинговый ход – "сарафанное радио". Наконец, приглашая на летние школы ведущих иностранных преподавателей, мы держим в уме повышение конкурентоспособности Самарского университета: нам очень важно знакомиться с зарубежной культурой преподавательской деятельности, передовыми технологиями обучения".
"Повышение узнаваемости Самары и нашего университета – стратегическая задача организуемых нами летних школ, – соглашается Сергей Тиц. – Судя по моим контактам с участниками школ языковой направленности, пока эта узнаваемость оставляет желать лучшего. Тем более что в ряде стран, например в Польше, идет политически ангажированная русофобская пропаганда. А когда те же польские ребята видят, что их российские сверстники по своим интересам мало чем отличаются от них – носят ту же одежду, пользуются теми же смартфонами, слушают ту же музыку, – они открываются нашей стране. При этом между нашими и зарубежными студентами устанавливаются долговременные чисто человеческие связи, и это результат, очень важный для реальной интернационализации образования".
Привлечь сильных
"Какие летние школы вы считаете успешными?" – спросили мы наших экспертов. "Те, которые смогли привлечь студентов и преподавателей из ведущих вузов мира, входящих в Топ-400, – определил главный критерий Владимир Богатырев. – Таких школ у нас пока немного: это школа по экспериментам в космосе, где учат конструированию наноспутников, школа по менеджменту высоких технологий и, пожалуй, прошедшие этим летом впервые языковые школы".
Обосновывая свои предпочтения, г-н Богатырев заявил: "Школа под руководством профессора Белоконова проводится уже 12 лет, она широко известна и пользуется спросом во многих странах. Конкурс на участие в ней год от года растет. В основном туда стремятся студенты из тех стран, где космонавтика пока находится на стадии становления".
Сергей Тиц дополнил проректора, назвав еще два критерия: уровень интереса, который вызывает школа, то есть число заявок на участие в ней, и количество тех, кто реально доехал до Самарского университета. "К примеру, на школу по экспериментам в космосе было подано около 120 заявок, в то время как количество мест (по соображениям эффективности обучения и соблюдения формата данной школы) было изначально ограничено 40", – заметил г-н Тиц.
Результаты работы школ оцениваются также через обратную связь с их участниками: о своих впечатлениях и пожеланиях они пишут, как правило, достаточно откровенно, пояснил эксперт. "В будущем учебном году мы планируем реализовать новый для России формат летней школы, – поделился Владимир Богатырев. – К участию в ней мы пригласим не только иностранных студентов и ученых, но и потенциальных работодателей, которые оценят качество проектов, выполненных под эгидой школы, и, возможно, сделают их авторам предложения о трудоустройстве". Это опыт Швейцарии и Финляндии – стран, которые сейчас находятся на острие мировых инновационных технологий, сообщил г-н Богатырев. Пилотным проектом станет школа по менеджменту высоких технологий.
Летняя школа как объект проектирования
Детали организации летних школ в Самарском университете раскрывает Сергей Тиц.
– Сергей Николаевич, в университете сложился достаточно пестрый набор мероприятий, которые называют "летними школами". А есть общепринятое определение этого понятия?
– Единого формата летних школ нет – каждый организует их так, как ему удобнее, как позволяют ему его возможности. Да и тематика школ разная: одно дело эксперименты в космосе, другое – русский язык и культура. Общее правило, пожалуй, одно: научно-образовательный компонент летней школы, дающий его участнику 3-3,5 кредита (зачетных единиц), должен занимать не менее половины времени.
– Наш университет, пожалуй, единственный самарский вуз, который может предложить иностранным студентам полноценную образовательную и досуговую программу. Как дорого она обходится университету?
– Большинство наших летних школ находятся на этапе, когда на первом плане стоит их позиционирование. Нужно показывать полезность и за счет этого привлекать как можно больше участников. Так что университету пока приходится брать на себя основную часть расходов на проживание, питание, обучение и культурно-историческую программу. Затраты студентов ограничиваются трансфертом в Самару и обратно на родину.
– Работа на перспективу, безусловно, важна, но какую роль летние школы играют в реализации дорожной карты программы "5-100"?
– Это, например, выполнение тех нормативных показателей, которые относятся к привлечению студентов и преподавателей из ведущих иностранных вузов не менее чем на месяц.
– Но ведь месячный срок, наверное, не всегда удобен участникам летней школы и весьма дорого обходится ее устроителям.
– Как показывает наш опыт, начинать работу с участниками нужно загодя и по месту учебы студентов. Они еще дома, общаясь со своими самарскими наставниками в режиме онлайн, начинают обучение по дистанционным программам и работу над своими проектами. Тогда групповая, очная часть летней школы укладывается примерно в две недели.
– Работа летней школы складывается из четырех компонентов – тематика (контент), интересные в профессиональном и личностном отношении спикеры, мотивированные участники, а также четкая организация их быта и культурно-исторической программы. В каких из этих компонентов университет преуспевает, а в каких нет?
– Во всем, что касается научно-образовательного процесса, он вполне успешен. Есть проблемы, связанные с городской и университетской инфраструктурой. Рекреационная база Самары с каждым годом растет и развивается, а вот размещение участников летних школ вызывает трудности. К примеру, из-за дефицита мест в общежитиях мы обращаемся в близлежащие гостиницы, санатории и профилактории. Получается, что на организацию быта и культурно-историческую программу уходит в среднем около 70 про- центов общих затрат на летнюю школу.
– Участие в летних школах – эффективное средство личностного развития. Кроме новых знаний и профессиональных навыков участники летних школ получают опыт социализации, усваивают определенную систему ценностей, формируют свое мировоззрение на базе неформального общения с ведущими учеными. Как эту сторону работы летних школ учитывают их организаторы?
– Стараемся создать условия для совместной деятельности. Формируем смешанные группы, включающие ребят из разных стран. Помогаем им отстроить эффективные коммуникации. Знакомим с российскими и самарскими реалиями, с русским языком, национальной культурой. Одним словом, расширяем кругозор и сознание в целом. Для современной молодежи это, может быть, самое главное.
Гранты на выезд
– Для повышения конкурентоспособности вуза наши студенты и преподаватели в свою очередь должны посещать ведущие зарубежные университеты.
– Это делается в рамках обменных программ. Но, к сожалению, пока такие обмены малочисленны. И это проблема наших ребят: они не знают на должном уровне французский и английский языки. Что касается английского, пора перестать считать его иностранным языком: это язык международного общения, кото-рым должен владеть каждый, кто хочет состояться как специалист. Сейчас для этого существует масса возможностей, в том числе и летние школы. Принимающая сторона (наши зарубежные партнеры) обычно берут на себя все затраты, а китайцы дают даже деньги на карманные расходы. Было бы желание! И тут уместно почаще вспоминать известную истину: чтобы какое-то дело развивалось, нужны человеческие связи, живое общение. Думаю, при поддержке недавно созданного в нашем управлении отдела рекрутинга и академической мобильности международные связи нашего вуза станут не только более интенсивными, но и более эффективными.
– Как мы можем поддержать наших студентов, желающих поехать в зарубежную летнюю школу?
– Для этого существует целая система грантов разного уровня – от университета до федерального Министерства образования и науки. Информация об этой системе вполне доступна, в частности в социальных сетях. Мы создали специально для таких объявлений группу Академическая мобильность.
– Существует ли механизм зачета летней школы в рамках существующих программ обучения?
– Это вполне реально в рамках индивидуального учебного плана, составленного с учетом действующих – довольно гибких – образовательных стандартов. На наших факультетах уже есть такая практика: студенты могут сформировать для себя программу обучения с включением туда зарубежных стажировок и участия в профильных летних школах.
– Какие рекомендации вы можете дать организаторам будущих летних школ?
– Мы работаем с ними в режиме сопровождения и помогаем им по множеству организационных вопросов. Тематика же и программы летних школ инициируются университетскими кафедрами, именно они определяют, чем привлечь слушателей – интересным контентом, звездным составом преподавателей или еще чем-то. Идет процесс накопления опыта.
И еще одна рекомендация: "Не теряйте время!" Если есть мысли или задумки по летним школам на 2017 год, работу нужно начинать уже сейчас: это позволит организаторам (а впоследствии участникам) избежать суеты и нервозности. Мы же со своей стороны всегда открыты для обсуждения "школьных" проектов.
Комментарий
Владимир Богатырев: "Мы стараемся отправлять студентов на подобные школы на конкурсной основе через распределение грантов по дорожной карте с учетом научных достижений заявителя, его работы в наших лабораториях, перспективы поступления в нашу аспирантуру. При таком подходе поездка на профильную летнюю школу за рубеж становится инвестицией в карьеру нашего будущего специалиста. Он вернется обогащенный полезными для университета знаниями, компетенциями и контактами".
Для справки
Школы 2016
Школы 2016
Летом 2016 года в Самарском университете прошло пять международных школ:
– Комбинированные топологические и ТФП-методы прогнозирования новых материалов (семь иностранных студентов);
– Перспективные космические технологии и эксперименты в космосе (40 иностранных студентов);
– Российско-германская школа молодых двигателестроителей (шесть немецких студентов);
– Менеджмент высоких технологий (21 иностранный студент);