В рамках программы обмена между университетами студенты Самарского университета учились в ведущих вузах авиационного профиля Европы и Азии. В течение первого семестра ребята получили не только знания и новый опыт, но и познакомились с культурой других стран. Этому способствовали гранты Европейского Союза и поддержка Самарского университета.
Студенты, воспользовавшиеся программой обмена между университетами, – замечательный пример того, что во время студенчества можно не только получать знания в стенах родной альма-матер, но и путешествовать, получать международный опыт, учиться в вузах самых разных уголков планеты. И такую возможность нельзя упускать. Для этого достаточно иметь хорошую или отличную успеваемость и владеть английским языком на разговорном уровне.
Еще Шерлок Холмс высмеивал бездействие: «Они никогда не упустят возможности упустить возможность». Не сидите сложа руки, действуйте!
Приключения Игоря Шкокова во Франции
«В IPSA программа обмена работает первый год. До ее начала они знали, что пары должны проходить на английском языке, но английский некоторых преподавателей был не настолько хорош, поэтому часть предметов преподавалась на французском. Как я справился? Я начал учить французский за несколько месяцев до поездки, что мне очень помогло: я понимал их речь, а в декабре уже освоил разговорный французский», – делится Игорь впечатлениями от проведенного семестра в Политехническом институте передовой науки (IPSA) – одном из ведущих вузов Франции в области подготовки кадров для авиационной и ракетно-космической индустрии.
Игорь поехал учиться в Париж в рамках совместной программы Самарского университета и IPSA. Финансирование обучения и проживания на время учебы осуществлялось благодаря гранту программы Европейского Союза ERASMUS+ и за счет программы повышения конкурентоспособности Самарского университета. В программу ERASMUS+ Россию включили всего два года назад, что позволило и нашим студентам попытать счастье получить грант на учебу в Европе.
В декабре Игорь защитил диплом на кафедре конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов на «отлично». Отдохнув две недели в Самаре, Игорь вернулся в Париж: ERASMUS+ дал Игорю возможность продолжить обучение в IPSA еще в течение семестра.
«Поскольку я писал диплом во Франции, то прогуляться по Парижу удавалось не так часто, как хотелось бы. Приходя с учебы в 6 или 8 вечера, я садился писать диплом. Этой работе посвящал и большую часть выходных. Отмечу, что преподаватели в IPSA мне активно помогали, к ним можно было обратиться по любым вопросам», – рассказал Игорь о своем образе жизни за последние полгода.
Среди трудностей пребывания во Франции было неприятное открытие: оказывается, в этой стране по воскресеньям магазины не работают: «В воскресенье пошел в торговый центр за продуктами, а там закрыто, стучусь – никого, обхожу с другой стороны – и там закрыто. Только потом до меня дошло, что по воскресеньям почти все магазины не работают. И найти работающий «Макдональдс» также было непросто», – вспоминает Игорь.
Помимо этого, сложно было привыкать к учебным парам, которые длились по 2, а иногда 4 часа подряд без перерывов, и так до шести-восьми часов вечера.
Несмотря на то, что адаптация в целом прошла легко, в момент переезда во Францию чувствовался языковой барьер. «Все на другом языке, все надписи на улицах, разговоры между людьми. Поначалу пришлось привыкать, и было непросто. Хотя в IPSA действует программа адаптации иностранных студентов. У них есть международный клуб, в котором к каждому иностранному студенту прикрепляют волонтера. Он подсказывает и объясняет», – делится Игорь.
Студенческая жизнь в IPSA в целом посвящена авиационно-техническим разработкам. В свободное от пар время студенты собираются вместе и строят ракеты, квадрокоптеры. Вступить в такой клуб стоит 20 евро с регулярным ежегодным взносом. Такая студенческая жизнь сильно отличается от привычных в России культурных мероприятий, СТЭМов, КВН, театральных кружков, которые, ко всему прочему разнообразию, еще и бесплатны.
По словам Игоря, инженер – во Франции одна из самых высоко-оплачиваемых профессий (з/п около€3000 евро). А для инженеров авиационного профиля созданы прекрасные условия для работы и профессионального роста. Во Франции располагаются заводы лидирующих авиационных гигантов «Airbus» и «Boeing».
Париж поразил Игоря красотой. Один из центров европейской культурной жизни, множество концертов и мероприятий. С этим связан большой поток туристов, где каждые 20 минут прогулки можно услышать русскую речь. «Отношение ко всем иностранным студентам абсолютно нормальное. Во Францию приезжает много студентов со всего мира, для них привычно общаться с иностранцами», – отмечает Игорь.
Благодаря опыту Игоря многие студенты уже заинтересовались возможностью поехать учиться в IPSA. В январе делегация Самарского университета от кафедры КиПДЛА посетила французский институт и провела ряд переговоров по развитию сотрудничества. Обсуждалась и реализация программы двойных дипломов. Она включает 3 семестра обучения и полугодичную практику в вузе-партнере. Обе стороны готовы к реализации программы и продолжают активное сотрудничество. Уже осенью 2017 года по программе обмена студентов в Самару приедут учиться восемь студентов из IPSA.
Знакомство с Университетом Куала-Лумпур в Малайзии
Студенты 4 курса Никита Ткачев, Роман Гапеенко, Ярослав Меньших с кафедры эксплуатации авиационной техники и Леонид Лисенков с кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов провели месяц в университете Куала-Лумпур в Малайзии в рамках программы обмена между университетами. Перелет и проживание студентов финансировались за счет программы повышения конкурентоспособности Самарского университета.
Отбор студентов для поездки проходил в формате закрытого конкурса. Основными критериями были успеваемость и владение английским языком. С этим у кандидатов было все отлично.
С 27 декабря по 23 января в Институте авиации и обслуживания воздушных судов университета Куала-Лумпур студенты Самарского университета прослушали курс лекций по ряду дисциплин, получили знания по обслуживанию летательных аппаратов и проверили их в учебных цехах и лаборатории двигателей.
Для российских студентов была разработана особая образовательная программа, полностью реализованная на английском языке. «Во время обучения мы разбирали новые для нас самолеты, двигатели, например Cessna-152, -172, Boeing 727. Вся западная техника была в новинку. На практике мы раньше никогда с этим не сталкивались. Изучив теорию о двигателе, мы шли полностью его разбирать, смотреть, запускать на стенде. Работали на самолетах, проводили инспекции, проверки, меняли расходники. Это был отличный опыт», – поделились впечатлениями об учебе в ведущем университете Малайзии Никита Ткачев и Леонид Лисенков.
Учеба в Малайзии направлена в первую очередь на освоение практических навыков. По словам самарских студентов, после каждого теоретического занятия следовало практическое с закреплением полученных знаний. И все курсы проходят в связке теория-практика, с внедрением большого количества рабочих дисциплин.
В отношениях с местными жителями студенты Самарского университета отметили дружелюбность, отзывчивость, готовность всегда прийти на помощь и ответить на любые интересующие вопросы. А непосредственно со студентами университета Куала-Лумпур пообщаться не удалось, в этот период у тех были каникулы.
Все студенты, участвовавшие в программах обмена Самарского университета, получили огромный багаж новых знаний и опыта, а вместе с тем прониклись жизнью и культурой других стран мира.
Николай Руденко (МИА «Самарский университет»)