В начале ноября на базе Самарского университета прошел практикум ООН по вопросам формирования человеческого потенциала в области космических наук и технологий. О промежуточных итогах этого без преувеличения исторического события рассказал один из активных его участников и организаторов, заведующий межвузовской кафедрой космических исследований Игорь Белоконов. На почту кафедры и управления по международной деятельности после практикума до сих пор поступают письма-предложения по развитию сотрудничества со всех уголков мира.
“Ряд стран заинтересован в создании совместных научно-образовательных наноспутников”
- Игорь Витальевич, проведение такого масштабного и уникального мероприятия как практикум ООН, который проходил в России второй раз за всю историю страны, можно рассматривать с разных позиций: формирования международных коллабораций в области образования и научных исследований, создания проектов для практической космонавтики. А каков его главный результат?
- Глобальный результат практикума состоит в том, что на нашей площадке были сформулированы предложения и рекомендации, которые помогут начать освоение космоса и использование его для социально-экономического развития странами, которые пока не обладают необходимыми компетенциями. Результаты практикума и сформулированные предложения уже обсудили в ноябре в Дубае на космическом форуме высокого уровня ООН/ОАЭ. После обсуждения и утверждения на заседании научно-технического подкомитета комитета по космосу ООН в феврале следующего года они будут оформлены в виде официального документа и использованы при формировании повестки 4-й глобальной конференции ООН по мирному освоению космоса UNISPACE+50, запланированной на июнь 2018 года в Вене.
- О каких именно странах идет речь?
- Результаты практикума, состоявшегося в Самарском университете, повлияют на развитие космических технологий во многих странах мира, но, в первую очередь, – в развивающихся, таких как арабские и африканские страны, страны юго-восточной Азии.
- Какие с вашей точки зрения перспективы открылись для Самарского университета?
- Перед нами открылись большие перспективы по продвижению университета на международном уровне. Это значит, что поток иностранных студентов в наш вуз будет расти. Причем как на программы бакалавриата и магистратуры, так и на краткосрочные курсы и стажировки, на летние школы.
Участники практикума познакомились с лабораторной базой Самарского университета, на них произвели большое впечатление наши возможности в области разработки, создания и управления наноспутниками. Особенно сильное впечатление произвел центр по тестированию и отработке кубсатов, обеспеченный уникальным комплексом испытательного оборудования. Ряд наших гостей уже изъявили желание воспользоваться услугами этих структур. Также ряд стран высказали заинтересованность в совместных проектах, в том числе по созданию кубсатов, например Шри-Ланка.
Кроме того, за четыре дня практикума мы провели ряд переговоров. К нам подходили представители Филиппин, Бангладеш, Ганы, Уганды, Нигерии с предложениями провести у них краткосрочные курсы-семинары под флагом ООН. Мы представили им три варианта подобных тренингов: недельный – введение в наноспутниковые технологии, двухнедельный – основы наноспутниковых технологий и продвинутый и рассчитанный на месяц тренинг по перспективным наноспутниковым технологиям. Нас уже просили прислать условия реализации и содержание таких программ.
Но окончательные итоги практикума подводить пока рано: последействие у такого большого события очень большое.
“Мяч на нашей стороне - от вуза ждут ответных действий”
- В ходе практикума звучала тема расширения сотрудничества со Шри-Ланкой. Расскажите об этом?
- Да, наши контакты со Шри-Ланкой получили новый импульс для развития. Мы с директором Института современных технологий имени Артура Кларка договорились о том, что в 2018 году на нашу новую англоязычную программу “Advanced space technology and experiments in space” институт пришлет 10 человек и еще пять человек – на программу по спутниковой радионавигации. Также в Шри-Ланке есть рекрутинговое агентство, которое собирает и направляет студентов в разные страны на учебу, в том числе и в Россию. И есть уже первые договоренности о том, что это агентство обещает резко нарастить поток молодежи из этой страны в Самару. Шри-Ланка приглашает наших сотрудников в начале следующего года провести промо-тур о Самарском университете в республике.
- Какие проекты развиваются у вуза с Нигерией?
- ООН учредило ряд опорных региональных центров по продвижению космических знаний. Они распределены по всему земному шару, например – в Бразилии и Мексике, Иордании, Индии и Китае. В Африке действуют два центра: один охватывает франкоговорящие страны, а второй - англоговорящие. Так вот, 26 англоговорящих стран Центральной Африки сотрудничают с центром ООН по продвижению космических знаний, размещенном в Нигерии. С руководителем этого центра мы подписали соглашение о сотрудничестве еще в 2016 году после выступления ректора Евгения Шахматова на Подкомитете по космосу ООН. Нигерия ждет от нас предложений по тренингам и краткосрочным курсам. И к этой работе я призываю подключиться все кафедры института ракетно-космической техники.
- Какие еще страны проявили внимание к Самарскому университету? С кем и о чем велись переговоры?
- На практикум приехала большая группа представителей вузов Казахстана, у которых есть образовательные программы в области космических технологий – к ним относится в первую очередь университет Аль-Фараби. Также в Самару приезжали разработчики первого казахстанского наноспутника (он создавался совместно с японцами - прим. Полета). Казахстан заинтересовался сотрудничеством с Россией и предлагает разработать программу двойных дипломов. Так что мяч на нашей стороне - от вуза ждут ответных действий.
Также мы ожидаем большой поток студентов из Азербайджана на наши традиционные образовательные программы. Кстати, в Азербайджане, как и во многих других развивающихся странах, есть свой работающий наноспутник, но здесь надо понимать, что делали они его не у себя, а на заказ - в других странах. Обычно «далекие от космоса» страны ищут для таких проектов партнеров в Японии, США, или Европе. Мы же в ходе практикума ООН демонстрировали потенциал российской космонавтики, многих гостей поразила обширная выставка Самарского университета и РКЦ «Прогресс», где были представлены разного класса спутники. Думаю, что теперь в списке стран по разработке миниспутников и спутников класса нано будет представлена и Самара.
“Востребованность в наших знаниях очень большая”
- Можно ли говорить о совместных международных исследованиях по итогам практикума?
- Можно говорить о совместных проектах с Бразильским космическим агентством. Мы провели ряд предварительных переговоров. Это очень продвинутая страна в сфере развития и использования космических технологий.
Также на практикуме присутствовали представители развитых стран, и мы узнали о ряде проектов, в которых было бы интересно принять участие. К примеру, американский профессор Майк Граф из университета Колорадо сейчас работает в космическом центре ОАЭ в Дубае. Он рассказал о миссии полета на Марс небольшого автоматического космического аппарата, в которой мы могли бы тоже найти свое место.
Было интересно услышать о проектах японского университета Куюши - у нас с ними подписан меморандум о взаимопонимании. В какой-то степени университет Куюши является нашим конкурентом: они тоже делают спутники для развивающихся стран, сотрудничают со Шри-Ланкой по вопросам запуска. Ведь наноспутники – это отдельный рынок, и здесь есть своя конкуренция. Например, Япония через ООН предлагает бесплатно запускать наноспутники с модуля Кибо на МКС. У американской компании «Наноракс» свои условия. А наши космонавты запускают спутники с МКС во время весьма редких выходов в открытый космос. Проблема с запуском научно-образовательных наноспутников существует, и она очень актуальна для России.
- Какие выводы из работы сессий практикума вы для себя сделали?
- Управление по космосу ООН теперь знает о наших профильных направлениях. Успешно проведя практикум, мы себя хорошо зарекомендовали, еще раз подтвердив свой высокий потенциал, и убедились, что востребованность в наших компетенциях очень большая. Такие мероприятия как практикум ООН поднимают и статус города, и ведущего предприятия страны РКЦ «Прогресс», и нашего университета. Чем больше таких мероприятий, тем быстрее мы поднимемся по лесенке показателей программы повышения конкурентоспособности 5-100.