Студенты Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева получили грант на создание автоматического онлайн-сервиса, который призван значительно упростить для российских владельцев беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) получение в госорганах разрешений на полет. Проект получил поддержку со стороны Фонда содействия инновациям в рамках программы "УМНИК - Аэронет".
Авторы проекта намерены создать специальный сайт, через который можно будет заполнить данные, подать заявку и там же получить разрешение. В перспективе интернет-сервис будет доступен в виде мобильного приложения для смартфонов.
Технологию предполагается отработать в регионах Поволжья при поддержке и участии рабочей группы "Аэронет" Национальной технологической инициативы ("Аэронет" НТИ ), которая организует взаимодействие онлайн-сервиса с соответствующими госорганами и структурами. Самарская разработка станет в перспективе частью специализированного всероссийского портала, через который смогут получать разрешения на полет владельцы беспилотников по всей стране.
В команду разработчиков вошли студенты различных институтов и факультетов университета. Руководитель проекта - победитель конкурса программы "УМНИК" Дмитрий Павлов, студент пятого курса Института авиационной техники, направление "Самолето- и вертолетостроение".
Создаваемую для онлайн-сервиса компьютерную программу оснастят специальными алгоритмами, по которым заявленная пользователем информация о планируемом полете беспилотника будет сверяться с базой данных ограниченных и запрещенных зон и передаваться по защищенным каналам связи в те или иные госорганы, ответственные за выдачу разрешений.
"На нашем интернет-сервисе будет возможность написания представлений и планов полетов в автоматическом режиме, а также автоматическое составление системой заявления на получение разрешения в органы местного самоуправления. Пользователю нужно будет внести ряд параметров – место, дата, время полета и учетный номер беспилотного воздушного судна. Имея эти данные, система оперативно, без участия человека, составит документы на получение разрешения на полет. Ключевым параметром нашего интернет-сервиса является возможность его самостоятельной работы с регулирующими органами", - подчеркнул Павлов.
По его словам, аналогов данной системы в настоящее время в российской базе патентов не обнаружено и по итогам научно-исследовательских работ планируется подать заявку на патент.
"Тема этого проекта сейчас очень актуальна как в России, так и за рубежом, - рассказал руководитель Центра беспилотных систем Самарского университета Давид Овакимян. - Несмотря на то, что законодательство в отношении беспилотников во всем мире постоянно ужесточается, этих аппаратов в небе становится все больше, они все доступнее для людей. В России сейчас существует порядка десяти видов согласований для различных видов полетов беспилотников, при этом в заявке нужно учитывать большое количество параметров и критериев, поэтому и появилась идея создания такого цифрового мобильного сервиса, который упростит процедуру оформления разрешений, сделает ее более прозрачной и понятной для пользователя и сократит время ожидания пакета разрешительных документов".
По словам Овакимяна, преодоление административного барьера, сокращение срока согласования выполнения полетов - одна из главных задач, для решения которой и создается этот сервис. На сегодняшний день даже самый простой пролет беспилотника где-нибудь вдали от населенного пункта необходимо согласовать не менее чем за три дня до полета. Владелец БПЛА должен распечатать и заполнить бланки представления на полет и на маршрут полета, а затем отослать их по факсу или, отсканировав, по электронной почте в соответствующий зональный центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и ждать ответа. Часто бывает так, что какие-то точки маршрута оказываются в списке запрещенных для полетов и из зонального центра приходит ответ, что нужно разработать другой маршрут. Если же полет будет проходить где-нибудь над территорией города или вблизи каких-нибудь режимных объектов, то соответственно увеличивается и количество дополнительных согласований в различных структурах.
Фото: Даниил Бабонин