федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Самарские студенты разработают всероссийский веб-сервис выдачи разрешений на полеты беспилотников

Самарские студенты разработают всероссийский веб-сервис выдачи разрешений на полеты беспилотников

Самарский университет

На реализацию проекта, который будет реализован при поддержке “Аэронет” НТИ, выделен грант Фонда содействия инновациям

БПЛА УМНИК Конкурсы Овакимян Давид центр беспилотных сиcтем разработки партнеру
23.07.2020 2020-07-22

Студенты Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева получили грант на создание автоматического онлайн-сервиса, который призван значительно упростить для российских владельцев беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) получение в госорганах разрешений на полет. Проект получил поддержку со стороны Фонда содействия инновациям в рамках программы "УМНИК - Аэронет".

Авторы проекта намерены создать специальный сайт, через который можно будет заполнить данные, подать заявку и там же получить разрешение. В перспективе интернет-сервис будет доступен в виде мобильного приложения для смартфонов.

Технологию предполагается отработать в регионах Поволжья при поддержке и участии рабочей группы "Аэронет" Национальной технологической инициативы ("Аэронет" НТИ ), которая организует взаимодействие онлайн-сервиса с соответствующими госорганами и структурами. Самарская разработка станет в перспективе частью специализированного всероссийского портала, через который смогут получать разрешения на полет владельцы беспилотников по всей стране.

В команду разработчиков вошли студенты различных институтов и факультетов университета. Руководитель проекта - победитель конкурса программы "УМНИК" Дмитрий Павлов, студент пятого курса Института авиационной техники, направление "Самолето- и вертолетостроение".

Создаваемую для онлайн-сервиса компьютерную программу оснастят специальными алгоритмами, по которым заявленная пользователем информация о планируемом полете беспилотника будет сверяться с базой данных ограниченных и запрещенных зон и передаваться по защищенным каналам связи в те или иные госорганы, ответственные за выдачу разрешений.

"На нашем интернет-сервисе будет возможность написания представлений и планов полетов в автоматическом режиме, а также автоматическое составление системой заявления на получение разрешения в органы местного самоуправления. Пользователю нужно будет внести ряд параметров – место, дата, время полета и учетный номер беспилотного воздушного судна. Имея эти данные, система оперативно, без участия человека, составит документы на получение разрешения на полет. Ключевым параметром нашего интернет-сервиса является возможность его самостоятельной работы с регулирующими органами", - подчеркнул Павлов.

По его словам, аналогов данной системы в настоящее время в российской базе патентов не обнаружено и по итогам научно-исследовательских работ планируется подать заявку на патент.

"Тема этого проекта сейчас очень актуальна как в России, так и за рубежом, - рассказал руководитель Центра беспилотных систем Самарского университета Давид Овакимян. - Несмотря на то, что законодательство в отношении беспилотников во всем мире постоянно ужесточается, этих аппаратов в небе становится все больше, они все доступнее для людей. В России сейчас существует порядка десяти видов согласований для различных видов полетов беспилотников, при этом в заявке нужно учитывать большое количество параметров и критериев, поэтому и появилась идея создания такого цифрового мобильного сервиса, который упростит процедуру оформления разрешений, сделает ее более прозрачной и понятной для пользователя и сократит время ожидания пакета разрешительных документов".

По словам Овакимяна, преодоление административного барьера, сокращение срока согласования выполнения полетов - одна из главных задач, для решения которой и создается этот сервис. На сегодняшний день даже самый простой пролет беспилотника где-нибудь вдали от населенного пункта необходимо согласовать не менее чем за три дня до полета. Владелец БПЛА должен распечатать и заполнить бланки представления на полет и на маршрут полета, а затем отослать их по факсу или, отсканировав, по электронной почте в соответствующий зональный центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и ждать ответа. Часто бывает так, что какие-то точки маршрута оказываются в списке запрещенных для полетов и из зонального центра приходит ответ, что нужно разработать другой маршрут. Если же полет будет проходить где-нибудь над территорией города или вблизи каких-нибудь режимных объектов, то соответственно увеличивается и количество дополнительных согласований в различных структурах.

Фото: Даниил Бабонин