федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Учебный аэродром Самарского университета — малый аэродром в Самарской области, в непосредственной близости от аэропорта Смышляевка. На аэродроме базируются воздушные суда различных типов, используемые в учебных целях студентами и сотрудниками университета, а также различные служебные помещения и учебные классы.


История возникновения

Учебный аэродром Самарского университета создан 1953 году. Учебный аэродром стал основным подразделением для проведения профессиональной подготовки студентов. Общая численность единиц учебного оборудования 25 штук.

В настоящее время аэродром используется в большей степени кафедрой Эксплуатации Авиатехники, хотя отдельные занятия проводятся и другими кафедрами. Наиболее востребованными в обучающем процессе являются Ан-2 (студенты первого курса), Ми-8 (второй курс), Як-42, Ту-104 и Ту-154 (третий курс). Все прочие суда находятся на постоянной резервации. Обучающий процесс проходит в летний период и является практикой для студентов, обучающихся по специальностям связанным с эксплуатацией авиатехники.

Воздушные суда базирующиеся на аэродроме:

Самолет Л-410, предназначенный для перевозки пассажиров, почты и грузов. Производитель Let Aircraft Industries, Чехия. Это был первый иностранный самолет, который допустили к полетам в СССР.

Самолет АН-12 служит учебным пособием на аэродроме Самарского университета, на нем студенты проводят лабораторные работы.

АН-2 — транспортный самолет, биплан, который был спроектирован в 1947 году и выпускается до сих пор на протяжении более, чем 60-ти лет. На аэродроме представлено более десятка экземпляров.

Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с «Конкордом» Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Ту-144 является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11000 метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолёт преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16300 м со скоростью 2150 км/ч. Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение, которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке.
Третьего июня 1973 года Ту-144 №77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Все шесть членов экипажа погибли. Тем не менее Ту-144 стал совершать регулярные рейсы. Первый рабочий рейс был совершён на маршруте Москва — Алма-Ата, где самолёт перевёз почту и посылки, а с 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. Лётчики Аэрофлота летали только в качестве вторых пилотов, командирами же экипажа всегда были лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Коммерческая карьера Ту-144 была недолгой: 23 мая 1978 года произошло второе крушение Ту-144 и с 1 июня 1978 года Аэрофлот навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Всего было построено 16 самолётов Ту-144. Один из них (ТУ-144 №77108) находится на учебном аэродроме Самарского университета.
Ту-144, бортовой номер 77108, совершил свой первый полет 12 декабря 1975 г.
Самолет участвовал в государственных испытаниях, в ходе которых выполнил 50 полетов общей продолжительностью 68 часов, из них 6 ч - на сверхзвуке. В 1976-1981 гг. на нем проводились доводочные работы по системам навигационного оборудования, по АБСУ-144 с посадкой по минимуму 45 х 800 м, по системе директорного захода на посадку, по автомату тяги. По результатам исследований были получены материалы для установления метеоминимумов для взлета и посадки. В 1987 года самолет был подарен Куйбышевскому авиационному институту. 27 августа экипаж В.П.Борисова поднял СССР-77108 в крайний полет, приземлившись на аэродроме авиационного завода. В тоже время были сняты блоки распознавания 'свой-чужой' и один из двигателей НК-144А (в музей СНТК им.Н.Д.Кузнецова). Затем волоком машину отбуксировали на аэродром Самарского университета. В баках после перегона машины оставалось 38 тонн топлива, что позволило 5 лет подряд выполнять некоторые работы на машине. Была даже попытка вывести машину на малый газ (осуществить запуск), но руководство института запретило. Позже потек расходный бак, топливо слили.
 

Ту-154 — представлен бортом 85003, что являлся «летающей лабораторией» и был первым из самолётов своего класса поднявшимся в воздух (первые два борта были разрушены на стадии стендовых испытаний). После уничтожения борта 85005 расположенного на ВВЦ остаётся единственным из сохранившихся опытных образцов.

Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолёт.
Выпущен в конце 1959 года. Первый полет совершил в январе 1960 года.
2 июня 1960-го экипаж летчика Ковалева установил на Ту-104Е последний для этого типа машины мировой рекорд, пролетев расстояние 2000 км с грузом 15 т со средней скоростью 959,94 км/ч.
В отличии от второго опытного Ту-104Е не был выведен из советского регистра. На хранении со второй половины 70-ых.

Также на аэродроме также представлены самолёты Як-42, Ту-134, МиГ-23 и вертолеты Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-24.

Все воздушные суда некогда прибыли на аэродром собственным ходом, но с тех пор в связи с отсутствием должного технического контроля утратили возможность совершать самостоятельный взлёт. Несмотря на это, многие системы, включая силовые установки, по прежнему находятся в рабочем состоянии и используются в учебных целях.
Публикации в новостях