Учёные Самарского университета (объединённого СГАУ и СамГУ) спроектировали новые материалы для аккумуляторных батарей, которые позволят отказаться от использования относительно дефицитного и дорогого лития в пользу более распространённых и дешёвых металлов.
Ожидается, что безопасность и энергоэффективность будущих батарей будет сопоставима с возможностями нынешних литий-ионных аккумуляторов, но при этом их цена будет значительно ниже своих нынешних аналогов.
Ожидается, что безопасность и энергоэффективность будущих батарей будет сопоставима с возможностями нынешних литий-ионных аккумуляторов, но при этом их цена будет значительно ниже своих нынешних аналогов.
К настоящему моменту учёными Межвузовского научно-исследовательского центра по теоретическому материаловедению Самарского университета (МНИЦТМ) смоделированы перспективные твёрдые электролиты на основе натрия, алюминия и калия.
Расчёты свойств будущих веществ выполнены с использование программного комплекса ToposPro, разработанного учёными МНИЦТМ. Это уникальная база знаний, содержащая в себе сведения о более чем 1 млн веществ, из которых состоит наша планета, и сложная экспертная система, позволяющая заранее предсказать, как то или иное вещество поведёт себя в тех или иных условиях. Прогнозы, сделанные экспертной системой, затем проходят проверку на суперкомпьютере МНИЦТМ.
«Исходные базы данных по веществам есть во многих научных центрах, но это — «сырая» информация. На основе наших оригинальных методов быстрого прогнозирования структуры и свойств веществ мы можем извлечь из неё информацию следующего уровня и сделать вывод о том, какие именно вещества будут наиболее подходящие для достижения наших целей. Такого вида прогноз в мире сейчас кроме нас никто не делает», — подчёркивает директор МНИЦТМ, профессор СГАУ Владислав Блатов.
Прогнозные данные о свойствах спроектированных твёрдых электролитов веществ переданы партнёрам Самарского университета — учёным технического университета города Фрайберг (Германия), Московского государственного университета, Института физики металлов Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург). В лабораториях этих научных центров будет осуществлён синтез прогнозных веществ и создание на их основе новых материалов для аккумуляторов.
По прогнозам самарских учёных, опытные образцы аккумуляторов нового типа появятся примерно через пять лет. Массовое производство может быть развёрнуто к 2025 году. Ожидается, что одними из потребителей будущих аккумуляторов на основе создаваемых твёрдых электролитов будут производители электроавтомобилей. «Я не сомневаюсь, что лет через 15 электромобили станут совершенно обыденным явлением»,— уверен профессор СГАУ Владислав Блатов.