О том, как в вузе смогли наладить подготовку студентов по индивидуальным трекам, что такое "Т-образные" навыки специалиста и как их получить, кому и когда стоит задуматься о дополнительном образовании, почему современный университет уже гораздо больше, чем просто место учебы, рассказал проректор по учебной работе Самарского университета им. Королева Андрей Гаврилов.
— Высшее образование в период цифровизации и интенсивного развития экономики диктует новые тренды. Какие из них вы можете выделить особо?
— Приоритетным становится получение качественного базового образования с приобретением дополнительных навыков в процессе карьеры. Вторая цель — сделать так, чтобы на старших курсах студенты получали те знания, которые будут использовать в реальной жизни, чтобы они выходили готовыми специалистами и могли сразу продуктивно работать. Третий момент: цифровизация меняет не только производство, но и в целом нашу жизнь, в том числе подходы к обучению. Четвертый фактор, определяющий подходы к обучению, — демографический. Людей в обозримом будущем не станет больше, а значит, мы должны готовить универсальных специалистов и переучивать старшее поколение.
Нельзя забывать и о тех вызовах, которые ставит перед нами внешняя ситуация в связи с необходимостью импортозамещения, обеспечения технологического суверенитета. Мы должны создавать технологии, которые раньше предпочитали покупать, а это требует дополнительных квалифицированных кадров.
— Когда вы говорите о новых подходах, имеются в виду индивидуальные треки?
— Совершенно верно! Мы обращаемся к персонализации, чтобы сократить время адаптации специалиста в реальном секторе. Студенты теперь не только посещают занятия с группой, но и выбирают элементы специализации, дополнительные предметы, которые изучают наравне с основными. Например, на цифровых кафедрах учащиеся могут получить профподготовку в информационных технологиях, а у тех, кто выбирает информтехнологии как основное образование, есть возможности дополнительно углубить знания. Хочу обратить внимание, что мы не только ориентируемся на озвученный запрос студента, но и, используя искусственный интеллект, анализируем образовательный трек человека: что он уже изучал, чем интересовался. И предлагаем ему варианты для дальнейшего развития и в рамках тех предметов, которые он изучает, и в рамках дополнительных занятий, которые ему могут быть полезны, опираясь на анализ опыта обучения наших выпускников и состояние рынка труда.
— Тема дополнительного образования, казалось бы, напрямую связана с дефицитом кадров и общим старением населения. Вы считаете, что она актуальна не только для взрослых людей, но и для молодежи?
— Действительно, за дополнительным образованием обращаются не только люди среднего возраста, которые сейчас активно работают и составляют ядро трудового населения, но и студенты, и даже школьники. В среднем возрасте получение дополнительных навыков и компетенций стимулируется желанием улучшить текущую работу либо продиктовано тем, что человек из линейных сотрудников поднимается по карьерной лестнице и ему нужны новые знания, связанные с экономикой, юриспруденцией или психологией. Иногда новая квалификация требуется из-за принципиальной смены вида деятельности, потому что есть прецеденты, когда прежние профессии, которые люди осваивали лет 40 назад, по сути, исчезают, а значит, людям нужна новая специальность. Но и современная молодежь хорошо понимает, что в мире стремительных трансформаций надо очень быстро бежать, чтобы просто оставаться на месте. Поэтому еще на этапе получения первого высшего образования они уже задумываются о дополнительных знаниях и навыках.
— Что из себя представляют "Т-образные" навыки и как они будут выгодно отличать выпускников вуза на рынке труда?
— Из-за того, что все стремительно меняется, в том числе производственные, коммуникационные, организационные, социальные процессы, человек должен обладать широким набором знаний. Термин "Т-образные" специалисты — это метафорическое определение специалиста, владеющего одним делом в совершенстве и имеющего некоторую осведомленность в смежной области. То есть он может не просто эксплуатировать тот или иной инструмент, но и при необходимости провести его простую диагностику и донастройку. Или перед нами юрист со знанием иностранных языков и норм права соседних государств.
Его широкий кругозор позволяет с другим качеством организовывать рабочий процесс, с большей надежностью, эффективностью и в конечном итоге с большей экономической выгодой. При отсутствии смежных навыков у сотрудника процесс будет строиться намного сложнее, понадобятся дополнительные люди, что совершенно нерентабельно.
— Мы затронули несколько глобальных тем, но в процессе обучения есть и конкретное действующее лицо — сам студент. Насколько им комфортно с такой нагрузкой и что вы делаете для того, чтобы годы учебы в университете они запомнили как момент погружения в будущую профессию?
— Это комплексный вопрос, и связан он в первую очередь с тем, чем является университет для обучающихся. Основной процесс для студента, безусловно, образовательный. С другой стороны, есть еще наука, общественная жизнь, спорт, культура — и университет предлагает все это своим студентам. Даже наше основное предложение — образовательное и научное — в сумме больше, чем один человек в принципе может освоить. А есть еще творческая деятельность, которая тоже интересна молодежи, и она важна для развития личности. Так что главная проблема наших студентов — что в сутках только 24 часа и они не успевают освоить все, что мы способны им дать. Мы делаем все для того, чтобы человек точно нашел, чем заняться на свой вкус в университете, и потом сохранил лишь хорошие воспоминания. Мы хотим, чтобы наш студент знал, что в любом возрасте в университет можно вернуться за новыми знаниями.
— Как быть, если запрос на образование меняется: может ли студент сменить направление профиля, когда обучение уже идет?
— Школьники часто не до конца понимают, чему бы хотели учиться, и ориентируются на мнение родителей. Мы стремимся создать условия, когда студент, если он на втором-третьем курсе вдруг понял, что поступил не на то отделение, мог бы спокойно перейти на другое без потери года. Существует концепция обучения "2+2+2", которая предполагает, что вузы унифицируют свои программы, создавая три разных периода обучения: базового, начальной специализации и окончательной специализации. Считаю такой подход очень перспективным. Пока же мы стремимся облегчить переход между смежными направлениями. Той же цели служат и наши индивидуальные образовательные треки, и варианты получения дополнительного образования еще в период получения основной специальности. Главная задача нашего студента — выбрать из всего этого спектра то, что нужно именно ему.
Источник: oboz.info