федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Олег Сысуев: "Надо реализовать себя на 100%"

Олег Сысуев: "Надо реализовать себя на 100%"

Самарский университет

Олег Сысуев – о себе, своей "альма-матер", и о реформе высшего образования России

Объединённый университет Сысуев Олег Карьера Интервью Полет (газета) отзывы успешные выпускники
20.01.2016 2017-09-19
Олег Сысуев – личность известнейшая. Мэр Самары, вице-премьер Правительства России, ныне – первый заместитель председателя Совета директоров Альфа-Банка. При этом по базовому образованию этот успешный управленец – "технарь".
 
Он закончил Куйбышевский авиационный институт – КуАИ (ныне – СГАУ). Но, по его собственному признанию, учеба в одном из элитных инженерных вузов страны дала ему не столько знания точных и прикладных наук, сколько знание жизни и правильных жизненных установок, которые потом помогли реализоваться в сфере управления.
 
Кузница кадров
 
– Почему вы выбрали именно КуАИ?
 
– Это самый лучший по формальным и неформальным признакам университет в Самарской области, Поволжье, один из лучших в России. Сейчас лучшие вузы определяются по объективным показателям: средний балл по ЕГЭ, количество профессоров и доцентов, состояние материально-технической базы, количество научных работ, количество публикаций в научных журналах... Тогда я выбирал по тем же признакам: в мое время это был самый престижный вуз в Куйбышеве. Я знал, что если я буду там учиться, это будет очень почетно. Кстати, из нашего очень хорошего класса в школе №42 всего двое поступили в КуАИ.
 
Другая причина – семейная. У меня отец был военным и служил в Военно-воздушных силах. Так что поступление в КуАИ стало своего рода продолжением традиции. В-третьих, я не был готов к армии, но хотел носить форму и знал, что единственный факультет, который есть в вузах Куйбышева и который предоставляет право человеку носить форму "Аэрофлота", – факультет эксплуатации самолетов и двигателей (сейчас – институт авиационной техники. – Прим.ред.).
 
– Кем вы хотели стать?
 
– Инженером Аэрофлота.
 
– Ваши устремления как-то изменились за 5,5 лет обучения?
 
– Стало понятно, что в большей степени я все-таки гуманитарий. Но в то время гуманитарии могли идти разве что в педагогический институт и делать карьеру учителя. Поэтому я выбрал авиацию – самое передовое – и престиж – вуз, который славился в Куйбышеве.
 
– Обучение в КуАИ помогло вам достичь успеха в структурах государственной власти, а сейчас – руководить банком?
 
– Для меня это было не только обретение знаний в точных и прикладных науках, таких, как сопромат, динамика полетов, теория летательных аппаратов. Это точно было обретение знания жизни, ощущение жизни и правильных жизненных установок. На это влияла атмосфера в вузе, профессорско-преподавательский состав, безусловно, мои коллеги – студенты, с которыми я общался не только на площадке учебных занятий, но и в концертных залах, на спортивных аренах. Эти установки дали мне возможность достаточно разнообразно использовать свои способности.
 
– Что вы имеете в виду под "правильными жизненными установками"?
 
– Я, как мне кажется, в максимальной степени реализовался. Надо реализовать себя и не чувствовать, что ты не всего достиг в этой жизни. Согласитесь, что в Советском Союзе мы даже не могли себе представить, что будем так инкорпорированы в международное сообщество. Тем более в таком "закрытом" городе, как Куйбышев. И все-таки обучение в этом вузе дало мне возможность достаточно свободно впоследствии общаться со всеми проявлениями международного сообщества.
 
– По работе вы сталкивались с другими выпускниками КуАИ-СГАУ? Видна ли со стороны некая вузовская общность?
 
– Достаточно сказать, что в мое время губернатором Самарской области был выпускник КуАИ Константин Алексеевич Титов. Я с ним очень даже сталкивался! Абсолютно талантливый, выдающийся человек, стал членом Совета Федерации и прочее, прочее… Общность есть. Хотя это и субъективный взгляд, мне кажется, что большинство выпускников КуАИ отличаются яркой индивидуальностью. Они сами по себе представляют интересный человеческий материал и стараются не подстраиваться под общую массу. Иногда это превращается в преимущество, иногда – в недостаток.
 
Выход на мировую арену
 
– Каковы сейчас перспективы у самого вуза, который вы заканчивали?
 
– Если мы рассчитываем на успех нашего государства, то этот успех возможен в первую очередь на основе успеха образования. В чем еще мы конкурентоспособны? Балет? Хоккей? Уже не так безоговорочно. Руками мы тоже не так много научились делать: носим то, что произведено за границей. Мы конкурентоспособны в аэрокосмической тематике, и в развитии этой тематики – залог успеха государства.
 
– Сейчас СГАУ двигается в сторону первой сотни наиболее рейтинговых университетов мира. Скажите, как профессиональный управленец, что ему помогает в этом движении и на что нужно обратить внимание, чтобы не сбавлять темп?
 
– Помогает, безусловно, специфика университета. Говорю это как человек, который принимал участие в лоббировании его интересов с точки зрения получения СГАУ статуса Национального исследовательского университета и вхождения университета в программу по повышению конкурентоспособности российских вузов среди мировых научно-образовательных учреждений. Убежден, в нашей стране больше нет вузов, которые так сфокусированы на аэрокосмической тематике. И в силу того, что сейчас государство уделяет особое внимание продвижению отечественного образования, это помогает и университету.
 
Второе – помогает то, что университет находится рядом с производственной и научной базой, которая осуществляет российскую космическую программу. Здесь, в Самаре, самое короткое плечо во всех смыслах, которое позволяет рассчитывать, что вложенные усилия будут использованы максимально эффективно.
 
При этом СГАУ надо более активно инкорпорировать знания, которые существуют за пределами нашего государства. Эти знания могут принести новые люди – молодые талантливые профессора и ученые, которых каким-то образом надо мотивировать работать здесь, оставаться в России. Это то, что требует особого внимания.
 
– Симбиоз СГАУ с классическим университетом повлияет на продвижение вуза на мировой образовательной арене?
 
– Я приветствую это объединение. Но мне кажется, что успешная интеграция двух вузов и создание конкурентоспособного нового образования – это очень трудная задача. И здесь надо действовать очень вдумчиво и аккуратно. Почему? Потому что главная ценность, которая есть в этом активе, – это аэрокосмическая экспертиза. Это то, на чем всегда стоял не только вуз, но и город, регион. Именно здесь, в Куйбышеве, в Самаре, всегда была экспертиза самого высокого уровня в этой сфере, которую сейчас можно превратить в конкурентоспособный продукт.
 
Тем не менее если она не будет качественно дополнена общегуманитарными дисциплинами, то толку из этого не выйдет. Филология, языкознание, биология – без этих компетенций также невозможно выйти вовне и конкурировать на внешних рынках. Мне кажется, что учесть возможности всех участников процесса будет очень трудно. Но это очень важно. Здесь нельзя поступать патерналистски, по-советски – дать всем поровну. Поэтому придется определить приоритеты. Думаю, что руководству университета достанет на это мужества.
 
– Сейчас происходит ребрендинг вуза. Название "Самарский государственный аэрокосмический университет имени С. П. Королёва" будет изменено на "Самарский национальный исследовательский университет имени С. П. Королёва". Сокращенно – "Самарский университет". Как вы считаете, изменится ли суть вуза вслед за сменой названия?
 
– Я под сутью понимаю то, что Куйбышевский авиационный институт давал не только знания, но и нечто большее – формировал образ мысли человека, который его оканчивал. Мне важно, чтобы не утратился именно этот навык, это отношение к жизни и ощущение лидерства.
 
– КуАИ-СГАУ, будучи в первую очередь техническим вузом, выпустил из своих стен немало талантливых управленцев. Сейчас у университета появляется возможность их непосредственной подготовки на факультете государственного управления. Следует ли сделать целенаправленную подготовку управленческих кадров для корпораций и государственных структур одной из основных компетенций Самарского университета?
 
– У меня такое ощущение, что у нас высшая школа уже с лихвой переполнена специальностями, факультетами и академиями, которые направлены на как бы широкий профиль подготовки управленцев. И тем самым мы подменяем формой содержание. Настоящие управленцы, как мы знаем из ТОП-100 – генеральные, исполнительные директора крупнейших компаний, – никто из них не заканчивал институт управления. Они оканчивали специальные вузы – они юристы, инженеры, гуманитарии...Так что дай бог, чтобы факультет государственного управления СГАУ вырос, скажем, до программы MBA и давал дополнительные знания.