федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Ирина Беляева: "Моя тема востребована и на АвтоВАЗе, и в Евросоюзе"

Ирина Беляева: "Моя тема востребована и на АвтоВАЗе, и в Евросоюзе"

Самарский университет

Ассистент кафедры обработки металлов давлением рассказала о получении степени PhD в Рижском техническом университете

Интервью Беляева Ирина Наука женщины в науке кафедра обработки металлов давлением
01.04.2016 2021-02-11
В начале 2016 г. Ирина Беляева, ассистент кафедры обработки металлов давлением, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории прогрессивных технологических процессов пластического деформирования получила ученую степень PhD в Рижском техническом университете. 
 
"Полет" встретился с Ириной и узнал, как такой хрупкой, миловидной девушке удалось защитить за границей диссертацию на тему "Комбинированная деформация листовых материалов с использованием импульсных магнитных полей"… 
 
- Чем обусловлен выбор такой сложной, "неженской" темы? 
 
- Я родом из Тольятти, и сами знаете: основное место работы у нас АвтоВАЗ. Поэтому когда выбирала место обучения, даже не задумываясь, остановилась на направлении, связанном с обработкой металлов. Оно востребовано на заводе. В процессе обучения заинтересовалась темой деформации листовых материалов. Сначала защищала по ней кандидатскую диссертацию, а теперь защитила докторскую. Использование комбинированной деформации позволит значительно упростить штамповую оснастку и повысить качество будущей продукции, что очень важно сегодня, особенно в отношении российского автопрома. 
 
- В чем суть научной работы? 
 
- Исходным материалом для старта докторской диссертации, стала кандидатская диссертация, где я рассматривала комбинированную технологию фальцовки, примененную для внешних и внутренних панелей дверей, капота, крышки багажника автомобиля. На следующем этапе PhD диссертации – было охвачено большее количество новых схем комбинированных операций. Помимо "фальцовки" рассматривались комбинированные операции на другие технологические процессы, например, вытяжка – обрезка припуска, формовки – гибки и т.д. Помимо этого, разрабатывалась комбинированная технология для прессования порошков. Также были рассмотрены какие-то новые решения. 
 
Все это мы делали вместе с моими научными руководителями - профессором СГАУ Владимиром Глущенковым и профессором РТУ Виктором Мироновым. 
 
- Что было самое сложное в защите диссертации за рубежом? 
 
- У них немного другая система защиты. После предзащиты научную работу отправили в латвийский ВАК и "черному" оппоненту на соответствие формальным и содержательным требованиям. Положительное заключение ВАКа уже стало основанием для Диссертационного совета РТУ к приему работы к защите. Диссовет назначил мне трех оппонентов: из Германии, Эстонии и Латвии. 
 
Меня повергала в ужас необходимость собирать отзывы ученых из разных стран. Не представляла, где я их возьму? Кому нужна никому неизвестная Ира Беляева? Но опять же, помогли мои научные руководители. Мою работу оценили ученые из США, Китая и Беларуси. 
 
А самое страшное – это так называемый "черный" оппонент. Страшно, потому что непонятно, кто будет рецензировать работу и чем это кончится. 
 
Защита длилась около трех часов. И большую часть времени я отвечала на вопросы. Так оппонент из Эстонии зачитывал вопросы по одному и ждал на каждый из них разъяснений. В итоге, все проголосовали "за". Решение Диссовета РТУ является окончательным и, что называется "обжалованию не подлежит". 
 
Правда, был еще волнительный момент: диплом может быть выдан не ранее, чем через 8 недель. Это предусмотрено на случай, если кто-нибудь не согласен с решением Диссовета, в этом случае работа перепроверяется ВАКом. Но нет, все позади. 
 
- Почему вы выбрали именно Рижский технический университет? 
 
- Даже не знаю, это как-то само получилось. Когда мы думали, куда бы поехать в докторантуру, не задумываясь выбрали Ригу. Сложно сказать, по каким причинам. Во-первых, это один из ведущих европейских университетов, а во-вторых, все-таки Латвия не очень далеко от России. Да и по-русски там хорошо понимают. 
 
- А на каком языке вы защищались? Были ли проблемы с языковым барьером в целом? 
 
- Сама защита была на русском. Авторефераты готовила на трех языках – на русском, английском и латышском. Я плохо знаю английский язык, это мой минус, я работаю над этим. Поэтому переводить автореферат помогали. Да что там говорить, мне помогали все, даже незнакомые люди, причем, как у нас в университете, так и в Риге. Я благодарна тем людям, которые случайно заходили в кабинет и подсказывали мне как правильнее сделать перевод, как правильно оформить ту или иную справку. Многих из них я видела первый раз в жизни и, к сожалению, не знаю их имен. Но если кто-то из них вдруг читает это, знайте: как же здорово, что вы встретились на моем пути! 
 
Самого языкового барьера, как такового, не было. Окружающие, в моем присутствии, в основном, говорили на русском, хотя могли бы периодически переходить на латышский, чтобы скрыть от меня что-то, но они так не делали. Относились очень уважительно и с пониманием. 
 
- С какими еще трудностями пришлось столкнуться при работе с другими стандартами защиты? 
 
- С неизвестностью. Я же пока что единственная в университете, кто получил степень PhD. Пугали все эти бюрократические проволочки, никто не знал точно, что надо делать и куда отправлять документы. Без помощи, внимания и заботы ректората, кафедры обработки металлов давлением вряд ли цель была бы достигнута. Спасибо всем. Пусть ваше добро вернется сторицей. 
 
- Латвия входит в состав Евросоюза, с которым у России сегодня сложные отношения. Повлияла ли геополитическая обстановка на ваши отношения с окружающими? 
 
- Нет, конечно. Это на государственном уровне из нас делают врагов, только там есть место недружелюбию. А жители - обычные люди, которые спокойно общаются с русскими, поддерживают их. И за то время, что я была в Риге, я нашла новых друзей. Очень хотелось бы вернуться в Латвию, навестить всех, передать привет. 
 
- Как к вашей деятельности относятся близкие? 
 
- Пока я была в Риге, мы очень друг по другу скучали, постоянно созванивались в "Скайпе". Доченька мне рассказывала, как у нее дела, хвасталась своими успехами. А я показывала, что у меня за окошком. 
 
А после того как я получила степень… Знаете, каждый раз, когда моя дочка говорит, что ее похвалили или она, где-то выиграла, получила медаль, грамоту, выступила на соревнованиях… я горжусь ей. И теперь она тоже мной гордится: "Мама, ты такая молодец! Мама я хочу быть такой же как ты". Наверное, это самая главная оценка в жизни. 
 
- Думаю, теперь многие последуют вашему примеру и попробуют свои силы за рубежом. Что бы вы могли посоветовать им? 
 
- Главное – не бояться пробовать. А если что-то не вышло, представить, что это игра. И ничего страшного. Идти дальше и не переживать из-за каждой мелочи. Сбудется все, чему суждено сбыться. 
 
Мария Шестерикова