федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Стартовал всероссийский конкурс "Спутник"

Стартовал всероссийский конкурс "Спутник"

Самарский университет

Самые талантливые юные инженеры-исследователи страны собрались в университете

институт авиационной техники институт ракетно-космической техники Конкурсы Наука абитуриентам Спутник (конкурс)
05.03.2018 2018-03-06
В понедельник, 5 марта, состоялась церемония открытия третьего этапа всероссийского конкурса юных инженеров-исследователей «Спутник». В Самарский университет съехались финалисты конкурса из всех регионов России, а также стран ближнего зарубежья и Европы. 
 
Конкурс “Спутник”, инициированный Самарским университетом, очень быстро перерос из всероссийского в соревнование с международным участием. И если еще год назад о желании принять участие в “Спутнике” заявляли 1500 школьников, то в этом году их уже 7186 человек. А финалистами конкурса в 2018 году стали 200 школьников. 
Возрастающее внимание к “Спутнику” объясняется тематикой, которая не имеет границ и вызывает интерес всего мира - молодые инженеры представляют на суд жюри исследовательские работы по четырем направлениям: ракетостроение, аэрокосмические энергоустановки, самолетостроение и робототехника. Именно эти направления являются ключевыми для Самары, где развитию ракетно-космической техники уделяется определяющее значение.   
При этом вопросы, которые юные исследователи поднимают в своих работах, нельзя назвать детскими - напротив, они четко улавливают мировые тренды по освоению космического пространства, предлагая свои нестандартные решения. К примеру, одна из работ посвящена защите Земли от атаки астероидов и предлагает конкретный перечень мер, среди которых изменение траектории полета этих небесных тел с помощью солнечных парусов, которое активно обсуждается мировым научным сообществом.  
Другая работа посвящена использованию астероидов в качестве транзитных и перевалочных баз для путешествия до находящихся на расстоянии нескольких миллионов километров от нас Марса и Юпитера, а также до других галактик.
Искать ответы на эти и другие важные для развития всего человечества вопросы в ходе третьего этапа конкурса в стенах Самарского университета смогут увлечённые космосом школьники. 
К примеру, Иван Кутелев приехал на третий этап конкурса из Воронежа, чтобы познакомиться с научной деятельностью Самарского университета. Тема, которую он представил на конкурс посвящена автоматической роботизированной системе диагностики и лечению заболеваний на космической станции. “Я увлекаюсь биологией и химией, а жизнь в космосе – вообще тема интересная, - говорит Иван. -  Для диагностики и лечения заболеваний МКС требуется универсальное инженерное решение, о нем я и говорю в работе”.
Александра Феклистова приехала на финальный третий этап конкурса из Волгограда, она рассказала, что хочет познакомиться с Самарским университетом, так как рассматривает его для поступления. Для участия в “Спутнике” она представила работу “Источники энергии на планетах солнечной системы. Марс”. «Я рассматриваю различные варианты получения энергии - энергии солнца, ветра, геотермальной энергии гейзеров, - рассказывает она. - В одном из разделов я говорю о том, что выбрать эффективное место для постройки базы на Марсе рядом со скоплением геотермальных источников и вулканических образований».   
Александра Крупская из Ульяновска тоже хочет поступать в Самарский университет. Для участия в конкурсе она направила работу, посвященную использованию энергии солнца. Александра на примере Ульяновска провела исследование, чтобы понять, насколько выгодно использовать солнечные батареи в родном регионе. 
Артем Чижов из Иваново приехал в Самарский университет, чтобы найти единомышленников. Для участия в “Спутнике” Артем направил работу о проектировании мини-двигателей для спутников. 
А вот Сусанна Арутюнян из поселка Чапаевский Самарской области представила на конкурс работу, в которой рассказывает об автоматической роботизированной системе для обеспечения питьевой воды МКС: “Капли воды могут попасть на электроприборы, повредить их. Нужно придумать такую систему, которая облегчила бы работу с водой. Я предлагаю создать роботы-пылесосы, которые могли собирать воду».  
Также финалисты “Спутника” смогут ознакомиться со стратегическими научными процессами вуза: увидят как собирают наноспутники в лабораториях межвузовской кафедры космических исследований, линию по производству малых космических аппаратов “АИСТ”, в режиме реального времени смогут посмотреть как ученые университета получают информацию от “АИСТов”, работающих сейчас на орбите. 
 С 5 по 25 апреля в рамках четвертого этапа “Спутника” все 200 финалистов отправятся в Крым - для участия в космической смене международного детского центра «Артек». Помимо этого талантливым школьникам, успешно прошедшим все четыре этапа конкурса, начислят дополнительные баллы при поступлении в Самарский университет. 
Фото: Наталия Орлова (фотоклуб “Иллюминатор”)