RU EN CN ES
Стартовал всероссийский конкурс "Спутник"

Стартовал всероссийский конкурс "Спутник"

Самарский университет

Самые талантливые юные инженеры-исследователи страны собрались в университете

институт авиационной техники институт ракетно-космической техники Конкурсы Наука абитуриенту Спутник (конкурс)
05.03.2018 2018-03-06
В понедельник, 5 марта, состоялась церемония открытия третьего этапа всероссийского конкурса юных инженеров-исследователей «Спутник». В Самарский университет съехались финалисты конкурса из всех регионов России, а также стран ближнего зарубежья и Европы. 
 
Конкурс “Спутник”, инициированный Самарским университетом, очень быстро перерос из всероссийского в соревнование с международным участием. И если еще год назад о желании принять участие в “Спутнике” заявляли 1500 школьников, то в этом году их уже 7186 человек. А финалистами конкурса в 2018 году стали 200 школьников. 
Возрастающее внимание к “Спутнику” объясняется тематикой, которая не имеет границ и вызывает интерес всего мира - молодые инженеры представляют на суд жюри исследовательские работы по четырем направлениям: ракетостроение, аэрокосмические энергоустановки, самолетостроение и робототехника. Именно эти направления являются ключевыми для Самары, где развитию ракетно-космической техники уделяется определяющее значение.   
При этом вопросы, которые юные исследователи поднимают в своих работах, нельзя назвать детскими - напротив, они четко улавливают мировые тренды по освоению космического пространства, предлагая свои нестандартные решения. К примеру, одна из работ посвящена защите Земли от атаки астероидов и предлагает конкретный перечень мер, среди которых изменение траектории полета этих небесных тел с помощью солнечных парусов, которое активно обсуждается мировым научным сообществом.  
Другая работа посвящена использованию астероидов в качестве транзитных и перевалочных баз для путешествия до находящихся на расстоянии нескольких миллионов километров от нас Марса и Юпитера, а также до других галактик.
Искать ответы на эти и другие важные для развития всего человечества вопросы в ходе третьего этапа конкурса в стенах Самарского университета смогут увлечённые космосом школьники. 
К примеру, Иван Кутелев приехал на третий этап конкурса из Воронежа, чтобы познакомиться с научной деятельностью Самарского университета. Тема, которую он представил на конкурс посвящена автоматической роботизированной системе диагностики и лечению заболеваний на космической станции. “Я увлекаюсь биологией и химией, а жизнь в космосе – вообще тема интересная, - говорит Иван. -  Для диагностики и лечения заболеваний МКС требуется универсальное инженерное решение, о нем я и говорю в работе”.
Александра Феклистова приехала на финальный третий этап конкурса из Волгограда, она рассказала, что хочет познакомиться с Самарским университетом, так как рассматривает его для поступления. Для участия в “Спутнике” она представила работу “Источники энергии на планетах солнечной системы. Марс”. «Я рассматриваю различные варианты получения энергии - энергии солнца, ветра, геотермальной энергии гейзеров, - рассказывает она. - В одном из разделов я говорю о том, что выбрать эффективное место для постройки базы на Марсе рядом со скоплением геотермальных источников и вулканических образований».   
Александра Крупская из Ульяновска тоже хочет поступать в Самарский университет. Для участия в конкурсе она направила работу, посвященную использованию энергии солнца. Александра на примере Ульяновска провела исследование, чтобы понять, насколько выгодно использовать солнечные батареи в родном регионе. 
Артем Чижов из Иваново приехал в Самарский университет, чтобы найти единомышленников. Для участия в “Спутнике” Артем направил работу о проектировании мини-двигателей для спутников. 
А вот Сусанна Арутюнян из поселка Чапаевский Самарской области представила на конкурс работу, в которой рассказывает об автоматической роботизированной системе для обеспечения питьевой воды МКС: “Капли воды могут попасть на электроприборы, повредить их. Нужно придумать такую систему, которая облегчила бы работу с водой. Я предлагаю создать роботы-пылесосы, которые могли собирать воду».  
Также финалисты “Спутника” смогут ознакомиться со стратегическими научными процессами вуза: увидят как собирают наноспутники в лабораториях межвузовской кафедры космических исследований, линию по производству малых космических аппаратов “АИСТ”, в режиме реального времени смогут посмотреть как ученые университета получают информацию от “АИСТов”, работающих сейчас на орбите. 
 С 5 по 25 апреля в рамках четвертого этапа “Спутника” все 200 финалистов отправятся в Крым - для участия в космической смене международного детского центра «Артек». Помимо этого талантливым школьникам, успешно прошедшим все четыре этапа конкурса, начислят дополнительные баллы при поступлении в Самарский университет. 
Фото: Наталия Орлова (фотоклуб “Иллюминатор”)