Межкафедральное конструкторское бюро малой авиации (МКБ-74)
В 1955 году на факультете самолётостроения Куйбышевского авиационного института (КуАИ - ныне Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва) группа энтузиастов под руководством студента Юрия Журихина создала студенческое конструкторское бюро по проектированию и изготовлению летательных аппаратов (СКБ-1, с 1999 г. - СКБ летательных аппаратов, с 2006 г. - Межкафедральное конструкторское бюро малой авиации).
В первые годы становления СКБ-1 разработки велись по направлениям: сельскохозяйственный самолет, самолет для морской разведки в интересах рыболовного флота, спортивный планер "АИСТ".
В 1970 году в состав СКБ-1 влилось вертолетное студенческое конструкторское бюро, созданное в 1960 году при кафедре теплотехники и тепловых двигателей. Были налажены связи с КБ Н.И.Камова и при их помощи спроектирован первый автожир. Летом 1967 г. этот автожир был построен и в 1968 г. испытан на испытательном аэродроме в Люберцах летчиком-испытателем В.Винницким. Всего было построено несколько различных модификаций. Успешные полеты на собственной тяге произведены в 1971 г. летчиком-спортсменом В.Парфеновым.
В 1971 г. в объединенном самолетостроительном и вертолетном студенческом конструкторском бюро были созданы полноразмерный макет самолета "ИМПУЛЬС" и автожир "СВЕРЧОК-1".
В 1974 г. успешно завершена работа по созданию одноместного мотопланера А-13. Он предназначался для тренировочных полетов с выполнением элементов высшего пилотажа. Мотопланер "ЭКСПЕРИМЕНТ-КуАИ" в 1974 г. успешно демонстрировался на выставке научно-технического творчества молодежи на ВДНХ СССР.
В 1974-1977 гг. в СКБ-1 были спроектированы и построены одноместный самолет "ШМЕЛЬ" и самолет "СТРЕКОЗА". Оба самолета были подняты в воздух выпускником КуАИ абсолютным чемпионом мира 1970 г. и многократным чемпионом мира по высшему пилотажу, заслуженным мастером спорта летчиком-испытателем И.Н. Егоровым.
В течение нескольких лет самолеты "ШМЕЛЬ" и "СТРЕКОЗА" использовались для экспериментальных и учебных полетов.
В 1978 г. была выполнена большая исследовательская работа и начато проектирование спортивного самолета "ВИРАЖ".
В 1984 году в СКБ-1 под руководством В.Мирошника был спроектирован и построен планер А-10Б "БЕРКУТ", предназначенный для планеристов, имеющих первоначальную летную подготовку. Планер стал призером Всесоюзных соревнований сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) в 1984-1985 гг.
В 1984-1985 гг. под руководством студента Ю.Яковлева был разработан и изготовлен экспериментальный самолет-тандем А-8. Будучи участником СЛА-84 в Крыму, самолет А-8 в воздух не поднимался и первый его полет состоялся в Куйбышеве в марте 1985 г. В Киеве на СЛА-85 несколько измененный А-8 в воздух поднял летчик-испытатель В.Макагонов. Жюри единодушно присудило самолету А-8 первое место в классе экспериментальных машин, а Ю.Яковлев был награжден призом ЦАГИ за аэродинамическое совершенство самолета, призами ЦК ВЛКСМ и журнала "Техника молодежи".
В дельтапланерной секции СКБ-1 было спроектировано 3 базовых и изготовлено большое количество новых дельтапланов спортивного класса, разработана и создана подвесная система типа "Дельфин", отработана технология обработки лавсановой ткани для улучшения ее характеристик.
Начиная с 1992 года в СКБ-1 разработаны, изготовлены и доведены до лётных испытаний семь опытных лёгких и сверхлёгких самолетов различных конструктивно-компоновочных схем: спортивные самолёты "Фаворит" и "Кречет" разрабатывались под руководством В.Куршева и В.Пятницы, многоцелевой самолёт "Скиф" разрабатывался студентом А.Стволовым, инженерами Д. Кропивенцевым, С.Ефимовым под руководством В.Пятницы, гидросамолёты С-202 и "Капитан" - под руководством Д.Суслакова, Че-15 и Че-25 - по исходным данным Б.Чернова.
В 2003 году на авиасалоне в Москве (МАКС) был впервые представлен многоцелевой легкий самолет "Ястреб".
Под руководством заместителя начальника СКБ-1 А.Четверикова разработаны технологии изготовления крупногабаритных деталей из композиционных материалов, изготовлена технологическая оснастка для производства агрегатов самолётов и моторных дельтапланов, в том числе используемых при авиахимработах.
Самолеты, разработанные в СКБ-1, с 1995 года принимают участие в международном авиасалоне в Жуковском (МАКС), гидроавиасалоне в Геленджике.
Руководитель - Пятница Павел Владимирович.
Контакты:
Телефон: 267-44-41.