федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Студенты Самарского университета им. Королёва представили на МАКС-2021 планер собственной конструкции

Студенты Самарского университета им. Королёва представили на МАКС-2021 планер собственной конструкции

Самарский университет

Будущий одноместный летательный аппарат предназначен для обучения любителей авиации базовым навыки пилотирования

партнеру МКБ-74 МАКС студенту Достижения студентов институт авиационной техники Пятница Павел
23.07.2021 2021-07-26

Макет будущего лёгкого самолёта выставлен в экспозиции Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королёва на Международном авиационно-космическом салоне, который проходит в эти дни в Жуковском.

Разработкой занимаются студенты, изучающие конструирование самолетов в институте авиационной техники и участники Межкафедрального конструкторского бюро малой авиации. Они создали цифровую модель и макет будущего летательного аппарата, представленный на МАКС-2021.

Будущий планер - это одноместный летательный аппарат с жёстким крылом, классической аэродинамической компоновки, в виде подкосного высокоплана, с классическим же оперением. Он предназначен для обучения любителей авиации базовым навыки пилотирования.

Техническое задание на планер формировалось на общественном обсуждении студентов. В результате остановились на следующих технических характеристиках: масса конструкции – 108 кг, скорость сваливания – 45 км/ч, максимальная допустимая эксплуатационная скорость полёта 150 км/ч.

Аппарат будет создан из лёгких и одновременно прочных композитных материалов. Также студенты предусмотрели возможность перевозки планера в транспортном контейнере, использовав в конструкции разборное крыло. При проработке требований на начальных этапах работы, большое внимание уделяется обеспечению безопасности.

"Студенты решили сконструировать лёгкий планер - сухой массой до 115 кг. Мы поддержали такое техническое задание. Над снижением веса сейчас бьются авиаконструкторы любой фирмы мира, поэтому для наших студентов эта работа станет прекрасной практикой. Другой бонус - лёгкому самолёту проще пройти сертификацию и быстрее подняться в небо", - говорит руководитель МКБ Павел Пятница.

Посетители Московского авиационно-космического салона не раз уже видели разработки МКБ Самарского университета им. Королёва. Здесь в разные годы демонстрировались гидросамолёт С-202 и многоцелевой лёгкий самолёт "Ястреб".


Межкафедральное конструкторское бюро малой авиации

В 1955 году на факультете самолётостроения Куйбышевского авиационного института (КуАИ - ныне Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва) группа энтузиастов под руководством студента Юрия Журихина создала студенческое конструкторское бюро по проектированию и изготовлению летательных аппаратов (СКБ-1, с 1999 г. - СКБ летательных аппаратов, с 2006 г. - Межкафедральное конструкторское бюро малой авиации).

В первые годы становления СКБ-1 разработки велись по направлениям: сельскохозяйственный самолет, самолет для морской разведки в интересах рыболовного флота, спортивный планер "АИСТ".

В 1970 году в состав СКБ-1 влилось вертолетное студенческое конструкторское бюро, созданное в 1960 году при кафедре теплотехники и тепловых двигателей. Были налажены связи с КБ Н.И.Камова и при их помощи спроектирован первый автожир. Летом 1967 г. этот автожир был построен и в 1968 г. испытан на испытательном аэродроме в Люберцах летчиком-испытателем В.Винницким. Всего было построено несколько различных модификаций. Успешные полеты на собственной тяге произведены в 1971 г. летчиком-спортсменом В.Парфеновым.

В 1971 г. в объединенном самолетостроительном и вертолетном студенческом конструкторском бюро были созданы полноразмерный макет самолета "ИМПУЛЬС" и автожир "СВЕРЧОК-1".

В 1974 г. успешно завершена работа по созданию одноместного мотопланера А-13. Он предназначался для тренировочных полетов с выполнением элементов высшего пилотажа. Мотопланер "ЭКСПЕРИМЕНТ-КуАИ" в 1974 г. успешно демонстрировался на выставке научно-технического творчества молодежи на ВДНХ СССР.

В 1974-1977 гг. в СКБ-1 были спроектированы и построены одноместный самолет "ШМЕЛЬ" и самолет "СТРЕКОЗА". Оба самолета были подняты в воздух выпускником КуАИ абсолютным чемпионом мира 1970 г. и многократным чемпионом мира по высшему пилотажу, заслуженным мастером спорта летчиком-испытателем И.Н. Егоровым.

В течение нескольких лет самолеты "ШМЕЛЬ" и "СТРЕКОЗА" использовались для экспериментальных и учебных полетов.

В 1978 г. была выполнена большая исследовательская работа и начато проектирование спортивного самолета "ВИРАЖ".

В 1984 году в СКБ-1 под руководством В.Мирошника был спроектирован и построен планер А-10Б "БЕРКУТ", предназначенный для планеристов, имеющих первоначальную летную подготовку. Планер стал призером Всесоюзных соревнований сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) в 1984-1985 гг.

В 1984-1985 гг. под руководством студента Ю.Яковлева был разработан и изготовлен экспериментальный самолет-тандем А-8. Будучи участником СЛА-84 в Крыму, самолет А-8 в воздух не поднимался и первый его полет состоялся в Куйбышеве в марте 1985 г. В Киеве на СЛА-85 несколько измененный А-8 в воздух поднял летчик-испытатель В.Макагонов. Жюри единодушно присудило самолету А-8 первое место в классе экспериментальных машин, а Ю.Яковлев был награжден призом ЦАГИ за аэродинамическое совершенство самолета, призами ЦК ВЛКСМ и журнала "Техника молодежи".

В дельтапланерной секции СКБ-1 было спроектировано 3 базовых и изготовлено большое количество новых дельтапланов спортивного класса, разработана и создана подвесная система типа "Дельфин", отработана технология обработки лавсановой ткани для улучшения ее характеристик.

Начиная с 1992 года в СКБ-1 разработаны, изготовлены и доведены до лётных испытаний семь опытных лёгких и сверхлёгких самолетов различных конструктивно-компоновочных схем: спортивные самолёты "Фаворит" и "Кречет" разрабатывались под руководством В.Куршева и В.Пятницы, многоцелевой самолёт "Скиф" разрабатывался студентом А.Стволовым, инженерами Д. Кропивенцевым, С.Ефимовым под руководством В.Пятницы, гидросамолёты С-202 и "Капитан" - под руководством Д.Суслакова, Че-15 и Че-25 - по исходным данным Б.Чернова.

В 2003 году на авиасалоне в Москве (МАКС) был впервые представлен многоцелевой легкий самолет «Ястреб».

Под руководством заместителя начальника СКБ-1 А.Четверикова разработаны технологии изготовления крупногабаритных деталей из композиционных материалов, изготовлена технологическая оснастка для производства агрегатов самолётов и моторных дельтапланов, в том числе используемых при авиахимработах.

Самолеты, разработанные в СКБ-1, с 1995 года принимают участие в международном авиасалоне в Жуковском (МАКС), гидроавиасалоне в Геленджике.