Студенты Института авиационной и ракетно-космической техники Самарского университета им. С.П. Королёва разработали планер для обучения любителей авиации базовым навыкам пилотирования. Безмоторный летательный аппарат отличается от аналогов небольшим весом, разборностью конструкции и особой прочностью крыла. Как ожидается, студенческая разработка позволит в перспективе импортозаместить часть зарубежной техники в отечественных авиаклубах, став неким подобием практического летающего "букваря" для будущих планеристов и летчиков.
"Отличительной особенностью данного планера является его разборная конструкция. Крылья легко "отстегиваются" и планер готов к перевозке на автомобильном транспорте. На месте планер собирается буквально за 20-25 минут. Вес пустого аппарата - всего 115 кг, максимальная допустимая эксплуатационная скорость полета - 150 км/ч. Это простой и надежный одноместный планер, предназначенный для первоначального обучения пилотированию, самым азам - взлету и посадке, - рассказал руководитель межкафедрального конструкторского бюро лёгкой авиации (МКБ ЛА 74) Павел Пятница. - Сейчас в большинстве отечественных аэроклубов для обучения, как правило, используются планеры зарубежного производства,и думаю, что наш планер сможет заинтересовать ДОСААФ и частные аэроклубы".
Как отметил руководитель МКБ, подобный планер необходим на самом первом этапе обучения, когда курсант еще только учится правильно выполнять разбег, взлет и посадку, когда он пытается понимать и чувствовать летательный аппарат и нарабатывает необходимый глазомер. Именно этот этап обучения считается самым сложным и опасным. На втором этапе обучения, курсанты в сопровождении инструктора осваивают пилотаж и искусство парящего полета по заданному маршруту уже на более сложных и продвинутых двухместных планерах.
Благодаря своему небольшому весу, данному планеру для взлета не понадобится самолет-буксировщик, такой аппарат можно запускать в небо с помощью лебедки или резинового шнура - почти как камень из рогатки, что позволит, например, аэроклубу экономить на авиационном топливе. В числе несомненных плюсов планера - несложная конструкция, не требующая для изготовления дорогостоящего заводского оборудования, использование только отечественных материалов и комплектующих, простота и дешевизна ремонта и неплохие летные характеристики.
Техническое задание на планер сформировали сами студенты, в ходе открытого обсуждения. Длина планера – до 6 м, размах крыла – до 9 метров. Аэродинамическое качество аппарата конструкторы прогнозируют примерно равным 11 – это означает, что за время снижения на 1 км планер в условиях штиля сможет преодолеть в горизонтальном направлении 11 км. Конечно, у более продвинутых больших промышленных планеров показатель аэродинамического качества может доходить и до 60, но для такой малютки и 11 весьма неплохой результат. Кстати, у сверхзвукового истребителя Су-27 аэродинамическое качество примерно такое же, как у самарского планера - 11,6. У знаменитого "кукурузника" Ан-2 этот показатель вообще всего 10.
Над проектом планера трудились семеро студентов-конструкторов, еще семеро участвуют в сборке аппарата. В конструкции корпуса используется легкий, но достаточно прочный композитный трёхслойный материал - стеклоткань, пропитанная смолой с пенопластовым наполнителем между слоями стеклоткани. Тяги управления элеронами и рулём высоты металлические. На руль направления идёт троса управления. Крыло изготовили на одном из самарских заводов - эту задачу решили доверить профессионалам.
"Студенты в своих расчетах исходили из действующих авиационных правил для легких самолетов. Крыло произведено и испытано на заводе по нашему техзаданию, и, согласно результатам испытаний, оно смогло выдержать восьмикратные перегрузки, хотя по авиационным правилам достаточно четырехкратной перегрузки. То есть, раз общий вес самого аппарата всего во взлётной конфигурации, с пилотом, составит до 200 кг, крылья смогут выдерживать порядка 900 кг! Фактически же при испытании была достигнута нагрузка в 1800 кг. Конечно же, до первого полета собранный планер обязательно пройдет еще испытание фюзеляжа и стабилизатора на эксплуатационные нагрузку", - подчеркнул Павел Пятница.
В настоящее время завершается сборка первого экземпляра планера, ожидается, что он будет готов к полету в ближайшее время.
Справочно
Планер - безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Во времена СССР обучение полетам на планере являлось почти обязательной ступенью для карьеры будущего летчика после школьного авиамодельного кружка и перед поступлением в авиационное училище.
В России обучение полетам на планерах проводится, как правило, в аэроклубах ДОСААФ. Большинство учебных планеров - выпускавшиеся с 50-х годов прошлого века двухместные чешские планеры L-13 Blaník (производство прекращено в 2006 году, пустой вес планера - 292 кг) и более продвинутые, но тоже зарубежные, одноместные польские SZD-48-2 "Янтарь Стандарт 2" (разработан в 1970-е годы) и SZD-48-3 "Янтарь Стандарт 3" (разработан в 1980-е годы, пустой вес - 274 кг).