Расписание занятий

16 неделя (четная)

Евгений Стефанский принял участие в Ассамблее Русского мира

Накануне Дня народного единства в Москве прошла X Ассамблея Русского мира. По приглашению фонда "Русский мир" в Ассамблее принял участие директор Центра довузовской подготовки Управления международной деятельности Самарского университета доктор филологических наук Евгений Стефанский. О том, чем запомнился форум, о принятых решениях и встречах с коллегами ученый рассказал  нашей редакции.
- Евгений Евгеньевич, чем занимается фонд "Русский мир"?
- Фонд существует 10 лет и занимается продвижением русского языка и поддержкой соотечественников за рубежом. Подобные ассамблеи проходят ежегодно и объединяют отечественных и зарубежных специалистов в области русского языка, а также общественных деятелей, отстаивающих интересы соотечественников за рубежом. Но в этом году накануне открытия Ассамблеи прошел и молодежный форум "Поколение мира", в котором приняли участие студенты, изучающее русский язык, из Польши, Германии, Австрии, Китая, Венгрии и других стран. Ребята приняли решение создать Международную ассоциацию молодежи студентов, изучающих русский язык. Думаю, когда станут понятными организационная структура и возможности этой организации, нам обязательно нужно будет включать в нее наших студентов-иностранцев.
- Какими новшествами в преподавании русского языка поделились на Ассамблее коллеги?
- В рамках ассамблеи прошло несколько тематических круглых столов. Я принял участие в обсуждении проблем школьного учебника по русскому языку. Коллегами накоплен очень интересный опыт. Например, в Эстонии создан настоящий интерактивный комплекс для изучения русского языка как иностранного эстонскими школьниками. Дети получают печатный учебник, снабженный в нужных местах QR-кодами. Отсканировав код с помощью смартфона или планшета, школьник мгновенно заходит на сайт комплекса и получает доступ к мультимедиа-файлам (например, к диалогу или видеоролику), которые он должен прослушать, понять и запомнить. QR-код может вывести его на серию квестов, которые позволяют выработать те или иные речевые навыки.
Аналогично учитель может получить на сайте готовую презентацию для проведения урока или создать с помощью сайта свою. Через специальный пароль он может мгновенно загрузить на гаджеты учеников контрольную работу, которую ученик после выполнения одним кликом мышки пересылает учителю. А учитель получает на свой компьютер уже проверенную работу. Для тех, кто пропустил урок или плохо его понял, созданы видеоролики, позволяющие более глубоко вникнуть в материал. Автор комплекса, доктор филологических наук Инга Мангус, которая одновременно является практикующим школьным учителем, сказала: "Поработав с комплексом, я сама себе начала завидовать".
- А есть ли новшества в учебниках русского языка для русских?
- Да. Об этом рассказали декан филфака СПбГУ профессор Людмила Вербицкая и ректор Герценовского университета профессор Сергей Богданов. Ведущие петербуржские филологи создали школьный учебник русского языка, в котором, наряду общепринятым учебным материалом, в каждом классе будет обсуждаться какая-либо мировоззренческая проблема: "Происхождение языка", "Язык как развивающееся явление", "Язык и культура" и т.д. Другой петербуржский ученый - доктор юридических наук Сергей.Белов говорил о том, что со школьниками и студентами нужно изучать русский язык не только на образцах русской литературы, но и на примере официально-деловых текстов, без создания и чтения которых сегодня не может обойтись ни один человек умственного труда.
- Удалось ли вам пообщаться в кулуарах с коллегами?
- И с коллегами, и со студентами. С удовольствием пригласил на летнюю школу группу польских студентов. С большим интересом к возможностям Самарского национального исследовательского университета отнесся представитель Американского совета и руководитель Ассоциации русистов США профессор Дэн Дэвидсон, с которым мы предварительно договорились об обучении у нас в Центре группы американских студентов.
Большой интерес к нашему вузу проявляют университеты Ирана. Вполне возможно, что нам удастся договориться о стажировках у нас студентов Тегеранского и Мешхедского университетов.
Профессор Токийского университета Стелла Сивакова планирует отправить своих японских студентов в своеобразное эколого-литературное турне, чтобы они могли посетить российские города, где есть литературные музеи и природные парки. Я предложил им обязательно заехать к нам в область, а экскурсии в музей Алексея Толстого и национальный парк "Самарская Лука" мы постараемся организовать.